Цена на нефть последние несколько месяцев балансирует в промежутке 70-78 долларов за баррель. Одним из главных двигателей ее роста сегодня является спрос со стороны Китая.
Если сейчас Поднебесная в сутки потребляет 4,4 млн баррелей в день, то к 2020 году эта цифра увеличится до 8 миллионов баррелей в день, предсказывают аналитики.
Именно до этого момента миру хватит нынешних нефтяных запасов, а потом, чтобы удовлетворить глобальные потребности, понадобится не меньше шести Саудовских Аравий, говорит главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль.
О том, что станет с мировой и российской экономикой, если цены снова достигнут уровней 2008 года, доктор Бироль рассказал в интервью Екатерине Дробининой.
Фатих Бироль: Без новых месторождений и с такими же темпами роста потребления нефти, как до сих пор, мы достигнем дна в 2020 году. Однако этот момент может быть отложен, если мы сумеем начать разведку новых месторождений и снизить потребление нефти.
Поиск альтернативных технологий относится к первому условию. Если финансы нам это позволят, мы сможем искать нетрадиционные источники нефти. Но даже если это удастся, то к 2020 году значительно увеличить запасы мы не сможем.
Главная сложность - это высокая стоимость таких технологий. Но если в ближайшие году цены на нефть будут высокими, то компании будут инвестировать в разработку таких альтернативных месторождений. Однако, я не думаю, что это произойдет в ближайшие 10 лет.
Би-би-си: А вы не думаете, что в будущем спрос на нефть будет только падать, потому что в развитых странах все чаще обращаются к альтернативным источникам энергии? А что касается Китая, который потребляет много нефти, так эксперты говорят, что рост его экономики остановится в ближайшие годы...
Фатих Бироль: Я думаю, что надо разделить ситуацию для стран с развитой и с развивающейся экономикой. Когда речь идет о государствах, входящих в состав ОЭСР, таких, как США, Европа, Япония, то там пик потребления нефти пришелся на 2005-2006 годы.
В 2005 году страны с развитой экономикой потребляли 50 миллионов баррелей в день. Сейчас они потребляют 45 миллионов баррелей в день. Не думаю, что в этих странах потребление вернется на прежний уровень.
А вот если смотреть на развивающиеся страны, то там-то я как раз ожидаю роста потребления нефти. Спрос на нее будет со стороны транспортного сектора: легковых автомобилей, грузовиков и самолетов.
Сегодня в Китае из тысячи человек только у 20 есть автомобиль. В США из тысячи человек автомобиль имеют 860, в Европе - 680.
Чем богаче будет становиться Китай, тем больше людей там будут ездить на машинах. А значит, спрос на нефть будет только расти.
Так что я вижу две противоположные тенденции: падение спроса на нефть со стороны развитых стран по сравнению с 2005-2006 годами, а вместе с тем рост спроса на нефть со стороны развивающихся стран.
В совокупности это будет означать, что глобальный спрос будет расти. Но не так сильно, как мы наблюдали в прошлые годы.
Би-би-си: Есть такая теория, что Китай, который сейчас накапливает запасы нефти, в один день выбросит их все на рынок и тем самым обрушит цены. Вы верите, что Китай однажды станет контролировать цены на нефть?
Фатих Бироль: Китай относится к энергетической безопасности очень серьезно. И я не вижу никакой проблемы в том, что Китай однажды использует свои резервы в экстренном случае.
Не думаю, что Китай сделает это с тем, чтобы манипулировать ценами или обрушить рынок. Это чьи-то фантазии.
Би-би-си: А можно ли ждать дня, когда мировая экономика перестанет зависеть от цен на нефть? Или это тоже фантазия?
Фатих Бироль: Я думаю, что сейчас мировая экономика очень слаба. Конечно, она постепенно восстанавливается. Если мы посмотрим на тот уровень цен, который был в 2008 году, то думаю, что отчасти можно винить высокие цены в начале кризиса.
Если цены опять поднимутся до такого же уровня, то для мировой экономике это будет очень плохо. Тогда экономика тех стран, которые импортируют нефть, окажется под ударом.
Но и для стран-экспортеров нефти и газа это тоже будет плохая новость. Им нужны потребители с устойчивой экономикой.
Би-би-си: А Россия, по-вашему, сможет "слезть с нефтяной иглы"?
Фатих Бироль: России нужно срочно диверсифицировать экономику. Сейчас она стремительно движется на пути к превращению в страну, производящую только один товар - нефть и газ. Мы видим, что из-за падения цен на газ падает и прибыль от продаж, а это делает экономику уязвимой.