Эта деревня высоко в горах Кавказа – последняя грузинская деревня на пути к российской границе. Пограничный переход был закрыт после эскалации напряженности между грузинским прозападным правительством и возрождающейся Россией, которая хочет вернуть себе влияние на постсоветском пространстве.
Важный торговый путь превратился в тупик.
Лео Сурджашвили, владелец маленькой гостиницы у дороги к границе, понес финансовые потери, как и многие в этом селении. Он говорит, что по-прежнему боится русских, но хочет мира, дружбы и взаимной торговли.
Лео Сурджашвили, местный житель: Раньше, когда дорога была открыта, здесь было гораздо более оживленно. Очень многие пересекали границу и делали бизнес. Тогда было намного больше работы.
Пограничный пост отремонтировали на деньги Соединенных Штатов. Это еще один признак того, что Грузия не собирается отказываться от своей прозападной ориентации, что раздражает Москву.
Есть надежда, что открытие пограничного перехода поспособствует усилению торговли между Грузией и Россией, однако это не означает, что отношения между двумя правительствами улучшаются, или даже становятся чуть менее враждебными.
Российский президент говорит, что он хочет иметь дружественные связи с грузинским народом, однако отказывается общаться с руководством Грузии. Кремль возлагает вину за войну на грузинского лидера, и хочет, чтобы Саакашвили ушел с поста.
Дмитрий Медведев, президент России: Я не собираюсь контактировать с действующим грузинским президентом в силу того, что наши дорожки разошлись и наши оценки войны очень разные. Я считаю, что Михаил Саакашвили несет прямую юридическую ответственность за совершенные преступления.
Грузинское правительство, однако, обвиняет Россию в оккупации двух частей ее территории и отказе в возвращении беженцев, которые оставили свои дома во время войны.
Георгий Канделаки, депутат грузинского парламента: Частичное открытие границы не означает, что отношения улучшаются, потому что оккупация продолжается, и этнические чистки продолжаются.
Транспортное сообщение между Грузией и Россией восстановлено, однако острый спор между двумя соседями еще далеко не окончен.