Как бы ни выглядела на настоящий момент ситуация с войной в Афганистане, у специального представителя АфПака Соединенных Штатов Америки Ричарда Холбрука (Richard Holbrooke) репутация великолепная. Он известен в Евразийском пространстве как претендент на нобелевскую премию, прогнавший Россию с Балкан. Во всем мире с надеждой ожидают, что он станет преемником госсекретаря США Хиллари Клинтон, если – и когда – та, поднимаясь по карьерной лестнице, примет участие в выборах президента в 2012 году. Поездки Холбрука за границу не проходят незамеченными.
Его первая после назначения на пост поездка по Центральной Азии и Кавказу на прошлой неделе не стала исключением. Представитель госдепартамента обратил внимание на этот факт как на значительное событие политики США в регионе. Тур оказался не просто чисто символическим; он принес ряд ощутимых результатов.
Фактически результаты проявились к концу поездки Холбрука. Его остановка в Тбилиси сыграла роль моральной поддержки для грузинского президента Михаила Саакашвили. Для сравнения, его поездка в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан только лишний раз показала, что дипломатия – дело сложное, а также, что Холбрук волен выходить за рамки своей узко ограниченной миссии представительства АфПака, которой он доселе ограничивался.
Саакашвили пребывал в расстроенных чувствах после поражения «оранжевой революции» на Украине, разочарованный явным отсутствием интереса со стороны президента США Барака Обамы к оранжевым революционерам. Не радует его и растущее недовольство Запада стилем правления грузинского лидера с характерными для него кумовством, коррупцией и авторитаризмом. И неожиданный визит Холбрука его, конечно же, несколько приободрил.
Саакашвили ничтоже сумняшеся отверг все предложения по «нормализации» отношений с Москвой, что ему советовали европейцы. Он на всю страну заявил, что Грузия, пережившая «деспотическое правление персидского императора Шах Аббаса в XIV-м столетии, выдержит и [российского премьер-министра] Владимира Путина - ... Грузия не встанет на колени перед своими врагами».
Визит Холбрука стал для Саакашвили подтверждением того, что, несмотря на разглагольствования о «восстановлении» связей между США и Россией, администрация Обамы в стратегическом плане вовсе не отказывается от перспективы включения Грузии в состав Северо-Атлантического союза (НАТО).
Надо полагать, Грузия попадает в сферу дипломатических интересов Холбрука. Страна отправила воинский контингент численностью 600 человек для борьбы с 25-тысячными вооруженными формированиями Талибана, но дело тут не в численности войск. Холбрук заявил, что контингент грузинских войск призван сыграть крупную роль в мировой победе над терроризмом. На что Саакашвили возразил, что не только судьбы мира, но и судьба самой Грузии зависит от успеха миссии НАТО.
Холбрук настаивал, что его визит «совершенно не связан с грузинско-российскими отношениями», но в действительности в Вашингтоне надеются использовать Грузию как одно из звеньев планируемой НАТО снабженческой цепочки от Европы до Афганистана в обход российской территории. Очевидно, НАТО готовится проложить исторический маршрут, который со временем должен привести ее в Афганистан, а затем и в Центральную Азию, через Балканы, Черное море; и вехой на этом пути станет заход на Кавказ.
Клинтон в своем резком выступлении на стратегическом концептуальном семинаре НАТО, организованным атлантическим советом в Вашингтоне в прошлый вторник, недвусмысленно заявила, что «не может быть и речи, чтобы НАТО по-прежнему держала свои двери открытыми для новых участников… Мы уже работаем со многими из этих стран в Афганистане. Нам надо искать пути налаживания отношений в этом направлении. .. Мы уже определились, что НАТО может помочь нам в достижении стратегической цели. Теперь нам необходимо выработать стратегию отношений для достижения этой цели».
Затем постоянный представитель США в НАТО, посол Иво Даалдер (Ivo Daalder), подчеркнул: «Мы не собираемся менять свой способ вести дела. По нашему мнению, расширение альянса – стабилизирующий фактор. Мы полагаем, что ни одна страна [читай: Россия] не может накладывать вето на присоединение к союзу другого суверенного государства. Это останется неизменным».
Талибан не представляет угрозы
Поездка Хобрука в столицы государств Центральной Азии выглядит, если смотреть беспристрастно, началом длительного процесса. Достигнутые им результаты неоднозначны, что и естественно, поскольку здешние политики давно уже не младенцы в международной дипломатии. В отношениях между центрально-азиатскими государствами существует множество проблем, возникших не сегодня; регион не является геополитическим вакуумом.
Холбрук набросал футуристический сценарий обеспечения безопасности в регионе, подчеркнув угрозу со стороны аль-Каиды. По его словам, «что реальная угроза в этом регионе исходит не столько от Талибана, сколько от аль-Каиды, занятой подготовков международных террористов». Он заявил об этом в Душанбе после встречи с таджикским президентом Эмомали Рахмоном.
С одной стороны, Холбрук осторожно смягчил сомнения центрально-азиатских государств относительно ожидаемого примирения США с Талибаном. В то же время он постарался не бередить центрально-азиатский менталитет высказыванием своего отношения к экстремистской идеологии Талибана.
Не впервые центрально-азиатские лидеры усматривают в визите официального представителя США проявление отношения к Талибану как к сравнительно мирному движению. Холбрук повторяет почти буквально слова американских дипломатов в 1996-1998 годах, когда Талибан пришел к власти в Кабуле.
И добавляет: «По этническим, географическим и стратегическим причинам государство Таджикистан играет роль чрезвычайной важности для мирного разрешения ситуации в Афганистане». Весьма глубокое замечание. Подобное описание подходит только еще одной стране, соседней с Афганистаном, – Пакистану. У Душанбе сложные отношения с афганскими таджиками. Этническая популяция таджиков в Афганистане численно превосходит их число в Таджикистане, однако они потеряли лидерство после убийства аль-Каидой Ахмада Шах Массуда в 2001 году. Таджикский национализм – еще та банка с пауками, почти в той же мере, что и пуштунский национализм.
Холбрук также сообщил, что он «беседовал [с Рахмоном] преимущественно об энергии и о воде, а также о том, какими возможностями располагает Таджикистан, которые можно было бы использовать для урегулирования кризиса в других частях региона, особенно в Пакистане и Индии». Это чрезвычайно дискуссионная тема, касающаяся расстановки сил в регионе, где на самом деле сталкиваются интересы таджиков и узбеков. Как удастся США в конечном счете «достигнуть равновесия» между Ташкентом и Душанбе, будет видно.
Несомненно, Вашингтон видит в Ташкенте успех своей центрально-азиатской дипломатии последние годы. Впрочем, узбекский язык дает возможность выразить множество оттенков смысла, и, как заявляет официальная пресса, «руководитель нашей нации … выразил твердое намерение Узбекистана и далее конструктивно развивать узбекско-американские отношения в направлении усилий по достижению длительного мира и стабильности в Афганистане». В государственных средствах массовой информации указывается, что Холбрук, в свою очередь, утверждает, что разделяет стремление к «укреплению сотрудничества с Узбекистаном в вопросах безопасности». Американское посольство отказалось подтвердить или опровергнуть сообщения средств массовой информации о связи его приезда с возобновлением функционирования военно-воздушной базы в Узбекистане, откуда США были изгнаны десять лет назад.
В целом, вокруг Холбрука звучит хор голосов, смутно обещающих поддержку, но без сколько-нибудь заметных результатов. Не обошлось без накладок. В последнюю минуту сорвалась его поездка в Туркменистан из-за «путаницы с расписанием»; совместную пресс-конференцию с киргизским президентом Курманбеком Бакиевым в Бишкеке внезапно отменили без каких-либо объяснений. Открытое появление Холбрука в Душанбе оказалось неестественно кратким, он даже не давал ответов на вопросы.
В самом деле, этой поездки явно не хватает конкретных результатов. С другой стороны, это была просто попытка Холбрука немного прощупать почву в этом загадочном регионе, которые ставит в тупик самые блестящие умы. «Поддержание мира и стабильности в Афганистане» станет, вероятно, ключевым вопросом повестки дня во время Ташкентской встречи на высшем уровне с Шанхайской организацией сотрудничества, которая должна состояться в июне.
Строго говоря, Центральная Азия выходит за рамки задачи, которую ставит перед Холбруком АфПак. Для решения ряда практических вопросов, связанных с ведением афганской войны, в столицы государств Центральной Азии регулярно наведывается глава Центрального командования США генерал Дэвид Петреус (David Petraeus). Что же касается поездки Холбрука – возможно, Вашингтону было интересно пронаблюдать соотношение ведущих сил в регионе, и реакцию их, особенно России, Ирана и Китая, на появление Холбрука в Центральной Азии в тот момент, когда пожар афганской войны, кажется, готов вот-вот перекинуться на этот регион.
Английский поэт-романтик Перси Биши Шелли писал «Если пришла зима, значит, весна уже не за горами». Если Холбрук приехал, скоро можно ждать его повторного визита.
Посол М.К. Бхадракумар, в прошлом профессиональный дипломатв индийской дипломатической службы. Его послужной список стран включает Советский Союз, Южную Корею, Шри Ланка, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию.