Выступая на семинаре в Вашингтоне, который был посвящен будущей стратегии НАТО, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что в рамках Совета НАТО-Россия США будут стараться повлиять на Россию, чтобы она выполнила взятые обязательства в отношении Грузии. Эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили заявил в связи с этим газете «Резонанси», что напоминание России вопроса о Грузии со стороны США будет только поводом для того, чтобы еще раз «упрекнуть» и «припомнить» и ничего больше. «Между США и Россией отношения испортились, поэтому Вашингтон пытается использовать ситуацию и упрекнуть Кремль в невыполнении международных обязательств. Ничего больше не произойдет, нет ожидания того, что наступит какой-нибудь результат. Но поднятие этой темы для нас, разумеется, в любом случае положительно», - говорит он.
По словам Сесиашвили, в последний период, несмотря на политику «перезагрузки», отношения между США и Россией ухудшились, положение не совсем партнерское. Это вызвано тем, что они не смогли согласовать ряд вопросов. Например, как говорит эксперт, Россия не выполнила свое обещание по поводу предоставления воздушного коридора для грузов НАТО. Или вопрос о размещении ракет в Восточной Европе и т.д. Поэтому на данном этапе США стараются использовать все те механизмы для давления на Россию, которыми располагает. Одним из таких механизмов является то обстоятельство, что Россия не выполнила международные обязательства, связанные с Грузией. Соответственно, для США сейчас удобный момент, чтобы напомнить об этом России и использовать этот рычаг. Кроме того, по словам Сесиашвили, США являются стратегическим партнером Грузии, они имеют геополитические интересы в Южном Кавказе, так что, с этой точки зрения призыв к России также входит в интересы США.
По его словам, есть еще одна деталь: США знают, что Россия потеряла влияние на восточном направлении, она мало что может диктовать Китаю или другим странам Азии, уже и Иран не является ее серьезным партнером. России остается только Южный Кавказ для того, чтобы сконцентрировать свои интересы. США давит на Россию именно в этом вопросе и пытается не предоставить ей то, чего ей очень хочется. Поэтому США всегда будут упрекать Россию по поводу невыполнения обязательств на Совете НАТО-Россия, или при других удобных случаях.
Сесиашвили считает, что до сих пор вопрос Грузии не стоял на первых позициях потому, что были другие первостепенные задачи, такие как ядерное разоружение, Афганистан, Иран и др. Поэтому США не ставили этот вопрос, зная, что не получат результата. По его мнению, результат также невозможно получить сегодня. Однако существующая сегодня политическая ситуация ставит США в преимущественном положении. Они уже выиграли определенное время, на определенном уровне урегулировали положение, и сейчас начинают переходить на более активную политику. Сесиашвили считает, что в дальнейшем США будут придерживаться более принципиальной политики в отношении России.
В публикации эксперт также поговорил о перспективе вступления Грузии в НАТО. Сесиашвили считает, что в Грузии о вступлении в Североатлантический альянс можно начать разговор только через 5-7 лет, и то при условии, что в Грузии будут «нормальные» власти и демократическое государство. «После того, как в Грузии придет сравнительно нормальная демократическая власть, и она станет сравнительно надежным партнером для США, в таком случае можно ждать того, что вопрос интеграции Грузии в НАТО станет более актуальным и примут страну в Альянс в границах, признанных ООН, а Абхазия и Южная Осетия будут отмечены как конфликтные территории. Признаков этого пока не видно, но рано или поздно обязательно появятся», - считает Ираклий Сесиашвили.
В последнее время в Абхазии, под давлением Москвы, вновь заговорили о заселении территории российскими гражданами. После 1993 года это уже будет третья волна перераспределения имущества выгнанных с Абхазии граждан. Руководитель неправительственной организации беженцев «Дабрунеба» («Возвращение»), адвокат, беженец из Абхазии Малхаз Патараия, комментируя сложившуюся ситуацию газете «Ахали таоба», отметил, что на данном этапе помешать этому процессу грузинская сторона не может, но любой такой факт является незаконным и недействительным, так как нарушает фундаментальные права на собственность. По его словам, по поводу подобных случаев Европейский суд по правам человека не раз делал разъяснения, рассматривая разные иски. Самые известные дела по данной теме были «Кипр против Турции» и «Луизиду против Турции».
Как говорит адвокат, право на собственность является неприкосновенным и, в случае предъявления претензии, агрессору будут созданы большие проблемы. А агрессором является Россия, так как в таких случаях ответственной стороной является то государство, которое осуществляет эффективный контроль на данную территорию. По его словам, рассмотрев подобные иски, европейский суд на ответчика может наложить солидную компенсацию. Патараия считает необходимым, подготовить и внести в международный суд иски всех пострадавших в этом плане граждан, выгнанных из Абхазии, подобно тому, как это уже сделано с пострадавшими жителями Цхинвальского региона в 2008 году.
Надо отметить, что адвокат не соглашается с распространенным термином «этническая чистка» в связи с событиями в Абхазии 1992-93 гг. Он считает, что к действиям России в Абхазии и Южной Осетии надо применять термин «геноцид». «То, что произошло в Цхинвали и, особенно, в Абхазии, своим правовым значением совершенно не соответствует этнической чистке. Это был именно геноцид. В то время, когда Россия искала несуществующий геноцид в Цхинвали, мы не говорим о существующем геноциде, который устроили в Грузии власти России и российская армия. Мы должны широко использовать термин «геноцид» в правовом значении, так как то, что было в Абхазии, очень далек от квалификации этнической чистки», - сказал Патараия.
Армянское издание «Грапарак» распространило сообщение о том, что из Абхазии выгоняют этнических армян. Само издание этот процесс связывает с непризнанием Абхазии официальным Ереваном. Оно критикуют власти Армении, которым, по их данным, известно об этом процессе, но никак не реагируют. Конфликтолог Паата Закареишвили по этому поводу в статье, опубликованной в газете «Резонанси», утверждает, что в Абхазии притесняют только тех армян, которые там живут нелегально.
Он подтверждает, что из Абхазии выгоняют армян, только это те люди, которые незаконно попали на эту территорию. По его данным, в Абхазии многие армяне нелегально заходят их Сочи, и они ничего общего не имеют с Абхазией, просто, хотят там жить. Что касается тех армян, которые проживали на территории Абхазии еще до войны 1992-93 гг., то, по его словам, их никто не трогает.
Закареишвили категорически исключает версию, что армян в Абхазии притесняют из-за непризнания Ереваном независимости Абхазии. По его словам, в Абхазии хорошо понимают, что Армения не может признать их независимость, так как этим они сами себе создадут проблемы с властями Грузии. Для Армении легко взвесить что лучше – проблемы с Абхазией, или испортить отношения с Грузией.
Также газета «Резонанси» пишет, что в Цхинвали высказались против намеченной реорганизации «осетинской армии», вопрос о которой стали рассматривать в военных и политических кругах России. Согласно плану Москвы, личный состав военных формирований Цхинвали должен сократиться с 3 тысяч до 200 человек. Осетинские СМИ распространили мнение депутата цхинвальского парламента Геннадия Кокоева, который считает, что расформирование осетинской армии опасно для «государственности Южной Осетии».
Политолог Паата Закарейшвили считает, что полное упразднение «министерства обороны» Южной Осетии маловероятно и, хотя бы символически, оно останется. «Полностью министерство обороны Россия не упразднит, так как тем самым она войдет в противоречие с самой собой – Южную Осетию она признала как независимое государство. Поэтому, если и произойдет ее реорганизация, то она будет символической, некоторое подобие армии, некоторое подобие государства», - заявил Закарейшвили.
Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает, что независимое государство может делегировать другому государству вопросы, связанные с обороной, и в качестве примера приводит Монако и Францию. «Россия поведет себя так, как ей заблагорассудится - захочет, произведет реорганизацию, захочет - полностью упразднит. В этом и заключается их задача - из этого народа сделать обслуживающий персонал или чтобы они покинули эту территорию. Если в «министерстве обороны» останется несколько человек, то это будет чисто символически. Не думаю, чтобы в самом Цхинвали этот вопрос вызывал волнение. Возможно, несколько человек и выразит свое недовольство, но это будут те люди, которые получали там зарплату», - заявляет Арешидзе.
Эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили не исключает, что в русских уже утвердилось ощущение того, что Южная Осетия не государство, а одна из российских провинций. «Проекты, которые осуществляет Россия в Южной Осетии, в Абхазии она не посмеет. Она знает, что со стороны абхазского населения она встретит большое сопротивление, что полностью исключено в Южной Осетии. Сокращение контингента «министерства обороны» может быть вызван чисто рациональными мотивами – кому нужно лишнее вооружение и лишний генеральный штаб, чтобы зря есть и пить? Да еще для необученной, неорганизованной и небоеспособной армии... Сражаться там мог только ОМОН из 500 человек. Вопрос о реорганизации «министерства обороны» встал сразу в послевоенный период 2008 года, когда Россия уже не могла контролировать действия осетинской армии. С их стороны были случаи мародерства, убийств и всяких ужасных преступлений. А это очень отрицательно отразилось на имидже России. Так что, процесс распада начался давно, теперь идет процесс оформления. Я не думаю, чтобы этот вопрос в южной Осетии вызвал особенные волнения. А для тех, кто сможет выразить протест, подберут какую-нибудь причину, хотя бы, незаконное ношение оружия. Не исключено, что все это делается для того, чтобы выбить почву из-под ног Кокойты, если он не остановится, то ему припомнят все грехи», - заявил Ираклий Сесиашвили.
Военный эксперт Георгий Мелитаури считает, что Россия продолжает политику аннексии и старается все подчинить своему абсолютному контролю. «России необходимы свои вооруженные силы, а не вооруженные люди. Тем более, что, с военной точки зрения, вооруженные силы т.н. Южной Осетии ничего из себя не представляют. Для России большим грузом является обучение личного состава, оснащение и поставка возможной техники т.н. министерству обороны, в то время, как эти «ополченцы» могут не подчиняться полному контролю – носить оружие, пользоваться властью и подчинить своему контролю «черный рынок». Русским никоим образом не нужны такие военизированные личности, которые сегодня могут стоять на одной позиции, а завтра на другой. И то факт, что в период оккупации факты мародерства с их стороны очень плохо отразились на имидже России. То, что не смогла контролировать Россия в первые дни оккупации, теперь она установит полный контроль», - отметил Мелитаури.