Россия приняла новую военную доктрину, в которой как на источник угроз она показывает пальцем на НАТО. Ее особенно беспокоит расширение инфраструктуры Альянса в тех государствах-членах НАТО, которые входят в зону ее интересов. Она является противником размещения чужих войск на территории других стран, а если это так – она является противником самой себя, ведь ее войска находятся во многих странах. В первую очередь, в противоречие подписанному после войны с Грузией в 2008 году мирному договору, российские войска в размере, превышающим довоенное состояние, до сих пор пребывают на территории Абхазии и Южной Осетии. Россия нарушает подписанный ей договор, которого добился Евросоюз. Но и это не все. Идем дальше: Россия готовит размещение в Абхазии и Южной Осетии дополнительных постоянных военных баз, т.е. формально, в свете международного права – на территории Грузии вопреки воле ее властей.
Это классический пример имперской политики, бесцеремонного обращения с логикой, отказа усматривать какую-либо связь между собственными заявлениями и практикой главенства силы над правом. Этот случай особенно нагляден на фоне наступательной пропаганды России против, в частности, планов размещения американских баз в рамках проекта создания системы противоракетной обороны в Европе. То, что нельзя другим, в собственном исполнении вполне простительно. Российские руководители, видимо, зачитывались в молодости романом Сенкевича (Henryk Sienkiewicz) "В пустыне и джунглях" и так приспособили к своим потребностям знаменитую философию мальчика-африканца Кали: если мы будем размещать войска и строить базы на территории других государств – это хорошо, это никому не угрожает, а если будет строить кто-то другой – это плохо, это угрожает России.
С такой доктриной легко попасть с собственные силки информационной войны. И Россия в них попадает. Ее дипломатам приходится всерьез потрудиться, чтобы объяснить расхождения между тем, что говорится и тем, что делается; расхождения между своей пропагандой и стратегической практикой. Это практически неразрешимая дилемма, тем более, что военное присутствие на Южном Кавказе в действительности является одним из важнейших стратегических приоритетов России. Оно входит в сферу ее наиболее значимых национальных интересов, если Россия намеревается воплощать в жизнь принятый в последние годы однозначно имперский курс своей политики. Перспективы формирования и удержания имперского статуса были бы сомнительны без стратегического господства над Южным Кавказом и шире – без завоевания собственной исключительной сферы влияния на южных и западных окраинах России.
Военное присутствие на Южном Кавказе и в Черноморском регионе имеет в данном случае ключевое значение. По крайней мере, по четырем причинам: во-первых, оно создает стратегическую угрозу для стран данного региона, показывая возможность применения силы для решения любого рода серьезных споров. Во-вторых, оно опоясывает время от времени бунтующие районы Южного Кавказа. В-третьих, блокируя свободный транзит энергетического сырья из Центральной Азии через южно-кавказский коридор, оно обеспечивает контроль над государствами данного региона, обрекая их на транспортировку сырья исключительно через российскую территорию. В-четвертых, оно создает плацдарм, открывающийся на иранское и шире − ближневосточное направление.
Исходя из этого, наличие военных баз на Южном Кавказе является для России, желающей играть роль самостоятельной державы, своего рода стратегической необходимостью. Под этим углом зрения следует также рассматривать причины и протекание российско-грузинской войны 2008 года. Сейчас уже нет сомнений, что она представляла для России жизненный интерес.
Строительство российских военных баз в Абхазии и Южной Осетии – это импульс для широкой ремилитаризации региона. Оно, в частности, сделает оправданным увеличение американского присутствия в Грузии. В итоге повысится риск возникновения очередного конфликта. Отчаявшиеся грузинские власти до сих пор могут быть очень податливы на провокации, нацеленные на их окончательную компрометацию в глазах западных стран. К этому нужно добавить и то, что Россия располагает большими возможностями оказывать влияние на политическую нестабильность в Грузии, где до сих пор легко вызвать внутренний военный конфликт. Помимо этого, уже сейчас на фоне карабахского кризиса возрастает напряженность между Арменией и Азербайджаном, и война может там разразиться в любой момент.