Китай начал уделять внимание стратегическим последствиям таяния арктических льдов и может захотеть играть более активную роль в регулировании пользования регионом, утверждается в опубликованном в понедельник документе.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute), Арктика может стать очередной областью, в которой Китай начинает определять свои глобальные стратегические интересы, после Африки, в которую он наращивает инвестиции, и Индийского океана, в котором он увеличивает свое присутствие.
Институт полагает, что перспектива того, что Арктика станет пригодной для мореплавания в летние месяцы, заставляет Пекин направить больше средств на полярные исследования, а ученые, в свою очередь, будут требовать от правительства разработать арктическую стратегию.
«Так как экономика Китая зависит от внешней торговли, если судоходные маршруты будут летом сокращаться, это повлечет за собой значительные коммерческие последствия для него», - подчеркивает доклад, добавляя, что наличие северного пути через освобожденную от льдов Арктику может на 6400 километров сократить путь из Шанхая в Гамбург по сравнению с обычным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Вдобавок можно будет избежать дополнительных издержек на страхование, связанных с риском пиратства.
В докладе также указывается, что доступ к природным ресурсам Арктики также может представлять для Китая потенциальный стратегический интерес.
По словам Линды Якобсон (Linda Jakobson), автора доклада, хотя программа полярных исследований Китая считается одной из сильнейших в мире, Пекин до сих пор не изучил экономические последствия таяния льдов, а также его последствия для сферы безопасности, так как он «осознает, что его активные действия в этой области заставят встревожиться многие страны в связи с огромными размерами Китая и его статусом новой сверхдержавы».
Тем временем Россия готовится вывести в море большой нефтяной танкер, который должен будет впервые пройти вдоль всего ее арктического побережья, открыв стратегический маршрут для транспортировки энергоносителей, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком.
Российская государственная судоходная компания «Совкомфлот» отправит танкер из порта Витино на Белом море в Японию уже в этом июле. Его будут сопровождать два атомных ледокола. Этот пробный рейс должен стать началом нефтяного экспорта по северному маршруту.
Глава «Совкомфлота» Сергей Франк заявил, что арктический маршрут станет «плавучим трубопроводом», который поможет России постепенно переориентировать свой нефтегазовый экспорт с европейского направления на более динамичные восточные рынки - в том числе китайский.
Г-н Франк исключил возможность того, что китайские контейнерные суда будут пользоваться этим маршрутом, сославшись на непредсказуемые условия навигации в Арктике и высокую стоимость страховки. «Это нонсенс», - полагает он.
Как сообщила Financial Times г-жа Якобсон, «Китай особенно беспокоит Россия. Если она заломит за проход судов высокие цены, это может частично или полностью лишить Китай потенциальных выгод».
«Совкомфлот», в данный момент являющийся владельцем крупнейшего в мир флота ледоколов, рассчитывает монополизировать рынок арктических морских перевозок энергоносителей с учетом того, что в полярных регионах будут разрабатываться огромные месторождения нефти и газа.
По словам г-на Франка, российский северный маршрут не будет закрыт для иностранных судоходных компаний, однако им придется придерживаться российских экологических и навигационных правил.
Г-жа Якобсон добавила, что стратегическая ситуация в Арктике «сложнее», чем в Антарктике. «Хотя я не верю в конфликтные сценарии, возникновение споров я считаю вполне вероятным», - говорит она.
Несмотря на то сдержанность официальной позиции Пекина, по мнению г-жи Якобсон, у китайского правительства есть четкая арктическая программа, предполагающая в частности переработку международного законодательства, включая Конвенцию ООН по морскому праву, с учетом новых обстоятельств, и оно надеется получить постоянный статус наблюдателя в Арктическом совете – региональной межправительственной организации.