Вновь избранный президент Украины Виктор Янукович, находясь со своим первым зарубежным визитом в Брюсселе, дал интервью редактору Украинской службы Би-би-си Ростиславу Хотину.
Би-би-си: Означает ли ваш визит в Брюссель, что европейская интеграция станет одним из краеугольных камней вашего президентства?
Виктор Янукович: Безусловно, я сделаю все для того, чтобы евроинтеграция была не на словах, а не делах. И в этом разница между моей политикой и политикой моих предшественников, которые много говорили, но практически ничего не делали. Получилось так, что за последние пять лет жизнь людей ухудшилась, особенно в экономическом плане, и люди воспринимали это как процесс евроинтеграции. То есть мы получили негатив от этой политики. Я хочу изменить ситуацию к лучшему.
- Могут ли быть обиды, связанные с тем, что вы сначала едете в Брюссель, и только потом в Москву?
- Вы знаете, я в своей жизни никогда не был интриганом, и не хочу им становиться, потому что пост, который я занял, - это, в первую очередь, большая ответственность как в вопросах внутренней, так и внешней политики. Я хочу, чтобы Украина стала надежным партнером и для ЕС, и для России, и для других стран, с которыми мы строим взаимовыгодные отношения. И Украина всегда будет преследовать свои национальные интересы, для меня это главное.
- Получит ли Украина ассоциированное членство в ЕС и соглашение о зоне свободной торговли и безвизовом режиме, будете ли вы к этому идти?
- Мы договорились, что мы пройдем этот путь за год. И принятие общего решения, его общее выполнение приведет нас к той цели, которую мы поставили перед собой, что не позднее, чем через год мы получим безвизовый режим и получим зону свободной торговли с ЕС.
- Буквально в день вашей инаугурации Европейский парламент проголосовал за резолюцию, где говорится о том, что Украина как европейское государство имеет право подавать заявку на членство в ЕС. Вас эта новость ободряет, как вы ее воспринимаете?
- Я считаю, что Украина должна еще пройти большой путь реформ, и только после этого мы увидим четкие сроки, когда это может случиться, то есть мы сегодня получили сигнал, который дает большую надежду, а теперь над этим предстоит серьезно поработать.
- …то есть я правильно понимаю, что спешить с заявкой на членство не надо?
- Я считаю, что мы должны принимать продуманные решения. Слишком политизировать этот вопрос нельзя, потому что люди как в Европейском Союзе, так и в Украине понимают, что это непростой и долгий путь.
- Господин президент, почему Вы не встретились здесь в Брюсселе с руководителями НАТО, в этом есть нечто знаковое?
- В первую очередь дело в том, что эта программа готовилась совместно с Европейским Союзом, и по времени она была очень сжатой и очень насыщенной. Я скажу так, если я не успел это сделать в этот раз, то сделаю в следующий.
- Что касается модернизации газотранспортной системы, ЕС это хочет делать, однако, с другой стороны, вы также говорили о консорциуме... Как решить этот вопрос - консорциум или модернизация системы с помощью европейских денег?
- Главная цель, которую мы ставим перед собой, - это надежные поставки газа через территорию Украины в необходимых объемах. Я считаю, что Украина может в ближайшей перспективе прокачивать около 200 млрд куб газа в Европу, сегодня Украина не прокачивает и 100 млрд. Мы получим ответ на этот вопрос, если объединим усилия поставщика газа - России, потребителя - Европейского Союза, и транзитера - Украины. Мы все - три стороны - выиграем от этого, а Украина должна получить стабильные поставки в тех объемах, о которых я говорил, нас это полностью устраивает. Это и будет наш национальный интерес.
- Во время предвыборной кампании вы критиковали российско-украинские газовые соглашения, которые были подписаны Юлией Тимошенко. Будет ли этот вопрос подниматься во время вашего визита в Москву 5 марта?
- Я обязательно этот вопрос подниму. Что касается цены на газ, она должна быть справедливой для Украины. А в целом этот вопрос, безусловно, может и должен рассматриваться в большом комплексе вопросов, которые касаются поставок газа. Это и вопрос создания газотранспортного консорциума, это и доступ Украины к газовым месторождениям - российским и среднеазиатским, это и участие Украины в строительстве новых газопроводов, которые, к слову, идут в обход Украины; то есть мы видим, что Украина должна быть полноценным партнером в этих газовых вопросах с нашими партнерами - и c Россией, и c Европейским Союзом.
- Вы раньше говорили о том, что можете рассмотреть вопрос призания независимости Абхазии и Южной Осетии, это актуальный вопрос или уже нет?
- Я был противником того, чтобы проводилась политика двойных стандартов. И когда решался вопрос независимости Косова, я сказал, что это двойные стандарты по отношению к Сербии, и они обязательно в ближайшее время самым негативным образом скажутся на остальных территориях, где есть замороженные конфликты. И так и получилось в Абхазии и Южной Осетии. Мы получили именно это. Я против политики двойных стандартов, про это говорил и хотел бы, чтобы в самое ближайшее время на уровне международных отношений или под эгидой ООН, или какого-нибудь нового международного форума, или в формате возвращения к старым соглашениям этот вопрос был бы рассмотрен. Прежде всего, ООН должна вернуться к этому вопросу, рассмотреть его один раз и навсегда договориться применять единые правила.