Принятое Николя Саркози решение о продаже Москве не одного, а четырех десантно-транспортных кораблей-вертолетоносцев стало заключительным аккордом примечательного разворота его позиции в сторону России.
В заявлении президента Франции во время государственного визита Дмитрия Медведева, его российского коллеги, говорится о переходе от враждебности к теплым отношениям.
До победы на выборах в 2007 году г-н Саркози дистанцировался от проросийской позиции Жака Ширака, остро критиковал нарушение прав человека Москвой и действия России в Чечне. По его словам, он скорее пожал бы руку президенту Джорджу Бушу, чем Владимиру Путину.
Но в декабре 2007 года, после вызвавших жаркие споры парламентских выборов, именно Николя Саркози первым из мировых лидеров поздравил Путина с победой. В 2008 году французский президент вел переговоры о прекращении огня во время боевых действий между Россией и Грузией, по итогам которых Россия смогла оставить свои войска на территории Грузии.
Курс Саркози на сближение с Россией обусловлен расчетом, что дружеские отношения с Москвой соответствуют дипломатическим и коммерческим интересам Франции.
Мимо внимания президента Франции не прошли ни сугубая забота Ангелы Меркель (Angela Merkel), федерального канцлера Германии, об особых политических и торговых отношениях с Россией, ни призывы президента США Барака Обамы к новому старту в отношениях с Москвой. Саркози тоже хочет участвовать в этой акции.
«Николя Саркози отошел от традиционного курса французской дипломатии: использовать беседу с Москвой для более эффективного управления положением дел в Европе и за ее пределами», - говорит Тома Гомар (Thomas Gomart), аналитик из французского Института международных отношений.
На этот раз, добавляет Гомар, Париж не ставит себе целью уравновесить политику Вашингтона. Кроме того, Франция понимает, что ей необходимо сближение с восточноевропейскими партнерами по НАТО и по Европейскому Союзу.
Саркози видит в продаже оборонной техники России услугу за услугу, благодарность за сотрудничество в усилиях мировой дипломатии, ярым сторонником которых является Париж, остановить ядерные амбиции Ирана.
Запад, заявил он на встрече с президентом Медведевым в Елисейском Дворце в понедельник, не может обращаться к России с просьбой о партнерском сотрудничестве в вопросах мировой безопасности и тут же угрожать ей как своему противнику в вопросах материально-технического обеспечения.
«Мы не можем сказать утром: «А, я вам доверяю, давайте вместе проголосуем за решение Совета Безопасности (ООН)», а вечером «нет, нет, я вам не продам судно [«Мистраль»]».
Многих деятелей в России стратегический разворот президента Саркози на 180 градусов заставил в недоумении пожать плечами. Здешние эксперты по внешней политике видят во Франции стратегического стабилизатора баланса сил на континенте, выполняющего привычную для него роль и пекущегося о соблюдении собственных интересов, жонглируя интересами других великих держав.
«Французская позиция вполне прозрачна, начиная с … с де Голля», – говорит Фёдор Лукьянов, главный редактор московского журнала «Россия в глобальной политике».
«В Париже в разносторонних отношениях с великими державами видят залог стабильности в Европе».