2 марта в Молдове впервые отмечался День памяти павших в вооруженном конфликте по защите целостности и независимости Республики Молдова (1991-1992 гг.) и его жертв. Руководство страны возложило цветы к памятникам Штефану чел Маре, после чего направилось на мемориал, к памятнику "Скорбящая мать".
«День Памяти» или «пятиминутка ненависти»?
Живых скорбящих матерей у памятника было предостаточно. Матери и вдовы погибших комбатантов заявили, что день начала войны с Приднестровьем - "черный день для всех матерей, потерявших сыновей". "Надеемся и молимся, чтобы 2 марта больше не повторилось", - заявила мать одного из погибших военнослужащих.
Зато выступления политиков в этот день, за редким исключением, были, к сожалению, не столько скорбными и траурными, сколько полными ненависти и реваншизма. В событиях 18-летней давности они по-прежнему винят кого угодно, только не самих себя. К сожалению, эти люди ничего не поняли и никаких уроков не извлекли.
В итоге стараниями политиков «День памяти» превратился в фонтан оголтелой русофобии и безответственного кровожадного реваншизма. Вряд ли эти пылкие речи пройдут мимо ушей приднестровцев. Да и на правом берегу Днестра (да даже и среди тех, кто в 1992 году держал в руках оружие) далеко-далеко не каждый готов спустя 18 лет разделить озвученную нам 2 марта полуофициальную идеологию ненависти.
Благодаря таким сверхпафосным ораторам и их «пятиминуткам ненависти» становится все более очевидно, что до реинтеграции может «не дожить» не только нынешний политический класс, но и сама Республика Молдова. А "День памяти" 2 марта благодаря подобному "наполнению" в итоге стал еще одним днем не объединения, но разделения, еще более усугубив как территориальный, так и внутриобщественный раскол. Более того, именно в такие дни эти зияющие пропасти видны как никогда зловеще ясно...
Михай Гимпу, и.о. президента Либеральная партия: "Имперские силы попытались поставить нас на колени"
18 лет пролитых слез, 18 лет боли, 18 лет отцовских ожиданий, ожиданий сыновей, 18 лет с тех пор, как имперские силы враждебно настроенные против нашей свободы попытались поставить нас на колени, настроенные против избранного нами пути, против свободы и независимости.
Виктор Катан, министр внутренних дел: "...или войну вела Российская Федерация?"
Было сделано все возможное, чтобы избежать войны на Днестре, но проимперские силы хотели поставить Республику Молдова на колени. Очень хорошо помню, что и президент Республики Молдова Мирча Снегур, и председатель парламента Александру Мошану сделали все возможное, чтобы предупредить вспыхивание конфликта. Враждебные силы организовали эту войну, захватив территорию к востоку от Днестра, чтобы заставить людей отказаться от языка и от независимости. Президент Российской Федерации Борис Ельцин отдал приказ прекратить огонь. Что это означает? Только ли сепаратисты вели ту войну, или ее вела Российская Федерация?
Петру Ешану, сочувствующий комбатант: "Казаки, воры, бандиты, пришедшие из России..."
Казаки, воры, бандиты, пришедшие из России, насиловали наших женщин и убивали наших молодых парней, издевались над нами и продолжают заниматься тем же.
Владимир Филат, премьер-министр, ЛДПМ: "Помимо громких заявлений нужно действовать"
Твердо убежден, что те, кто пожертвовал жизнью, были героями. Память павших в боевых действиях на Днестре будут чтить и конкретными действиями, чтобы идеалы и цели, за которые они воевали, были претворены в жизнь. Помимо громких заявлений нужно действовать. И действовать так, чтобы решить эту проблему. Государство должно быть свободным, демократическим и интегрированным. Мы должны сделать так, чтобы те идеи, за которые боролись наши герои, - а это целостность и независимость, - были реализованы до конца
Оазу Нантой, Демократическая партия: "С кем мы ведем переговоры? С преступником?"
Приднестровский конфликт является конфликтом между проектом построения государства Республика Молдова в рамках бывшей МССР и политическими интересами Российской Федерации, в отсутствии какого-либо внимания к этой проблеме внутри молдавского общества. С кем мы ведем переговоры? С Игорем Смирновым, преступником, который на протяжении 20 лет препятствует разрешению этих политических разногласий?
Мирча Снегур, экс-президент (1990-1996): "Этот День был выбран не случайно"
Этот День - 2 марта - был выбран не случайно. Именно в этот день, Ассамблея организации объединенных наций проголосовала за вступление Молдовы в эту организацию, что означает признание в широком смысле независимости и государственности Молдовы в ее исторических границах. Мы много раз пытались избежать вооруженного конфликта на Днестре. И я сожалею, что он все же был, и что, хотя он не длился долго, я не смог вовремя его остановить.
Дорин Киртоакэ, мэр Кишинева: "Приднестровье по-прежнему контролируется теми..."
Это день траура для всех нас, так как были потерянны человеческие жизни. Это люди, которые и сегодня страдают, ветераны вооруженного конфликта. Это открытая рана, ведь Приднестровье по-прежнему контролируется теми, кто не признает независимости и целостности Республики Молдова.
Мариан Лупу, Демократическая партия: "Они выполняли свой священный долг"
Те, кто доблестно воевал, отдавая жизнь, выполняли свой долг, священный, заветный долг, и мы должны об этом помнить.
Серафим Урекян, председатель АНМ: "Истинные патриоты не задавались вопросами"
Когда были трудности, истинные народные патриоты, с оружием в руках, не задавались вопросом, что делает для них государство. А шли защищать свои земли, семьи, детей, будущее нашей страны.
Штефан Урыту, советник президента по политическим вопросам: "Не придали должное внимание появлению "пятой колонны"
В марте 1992 года молодое государство Республика Молдова не могло оказывать сопротивление экспансионистским тенденциям, проявляемым тогда и демонстрируемым по сей день таким гигантом, каким является Российская Федерация. Ошибка молдавских политиков в тот период времени состояла в том, что они не замечали спекулятивного отношения к населению Левобережья Днестра. Вооруженное столкновение на Днестре стало возможным по двум причинам: политический класс в тот момент не был готов оказать сопротивление Российской Федерации и не придал должное внимание появлению в республике «пятой колонны».
Vox Populi: "Руководство должно было быть умнее"
«Желательно, чтобы таких заслуг не было… но раз, так случилось…», - скромно прокомментировал бьющий через край ура-патриотический пафос выступлений политиков непосредственный участник конфликта на Днестре Олег Вырлан.
«Это была большая трагедия. Молодые жены потеряли своих мужей, матери потеряли сыновей в войне, в которой так никто и не смог разобраться, – заявил другой ветеран боевых действий на Днестре Валерий Манталуцэ. - («Можно было избежать войны?») Да. Руководство должно было быть умнее…»