Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Черты идеологии новой власти

© ReutersПрезидент Украины Виктор Янукович во время вступления в должность
Президент Украины Виктор Янукович во время вступления в должность
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошедшей неделе были опубликованы два текста, которые проливали свет на концептуальные подходы нового президента к решению наиболее важных проблем, стоящих перед страной.

На прошедшей неделе были опубликованы два текста, которые проливали свет на концептуальные подходы нового президента к решению наиболее важных проблем, стоящих перед страной.

Это инаугурационная речь Виктора Януковича и проект коалиционного соглашения.

До глубокого анализа этих документов, думается, дело никогда не дойдет. Первый из них слишком осторожный, а второй – подготовительный материал, предназначенный для обсуждения. Тем не менее, некоторые моменты представляются достаточно интересными.

Экономика

Текст коалиционного соглашения выстраивает достаточно либеральные подходы к организации экономической жизни.

Там, конечно, нет обещанных Януковичем "налоговых каникул", однако присутствуют обещания:

* снижения налогового гнета;

* упрощения регистрационных и контрольных процедур для бизнеса;

* легализации капиталов;

* неприкосновенности прав собственности.

В инаугурационной речи Януковича логика та же – президент предостерегает от ручного управления экономикой и предлагает государству сосредоточиться на создании эффективных рыночных механизмов, установлении стабильных правил отношений с бизнесом, борьбе с коррупцией и т.п.

Можно, конечно, сказать, что заявление о необходимости "восстановить эффективную систему государственного управления" противоречит курсу на либерализацию экономической жизни, однако, это не так.

С одной стороны, восстановление сильной государственной власти по смыслу относится к другим темам – формированию инвестиционно-инновационной модели развития и борьбе с коррупцией. С другой стороны - хронический конфликт президента и правительства – не лучшая среда для осуществления какой угодно экономической политики.

О чем говорит экономический раздел?


Во-первых, речь идет о позитивном сигнале в адрес украинского крупного капитала, не обязательно "донецкого".

В отличие от Тимошенко, Янукович не собирается усиливать роль государства в экономике и бороться с олигархами. Напротив, он собирается с ними договариваться.

Во-вторых, "регионы" в курсе плохих ожиданий от победы Януковича в среде малого и среднего бизнеса и стремятся сгладить эффект негативного имиджа "донецких бандитов".

В-третьих, Янукович сигнализирует Европе и России, что намерен облегчить жизнь иностранным инвесторам в Украине. Для Европы это, к тому же, имеет и идеологическое значение.

В-четвертых, без либерально-рыночных лозунгов трудно рассчитывать на сотрудничество с НУНС.

Однако пока трудно сказать, насколько и, главное, в каких частях, будет выполняться экономическая программа президента. Даже если ему удастся отстранить от власти Тимошенко, неясно, будет ли готов к столь либеральной политике новый премьер - недаром, очевидно, обсуждаются кандидатуры Тигипко и, даже, Яценюка.

И даже если он будет готов, не ясно, сможет ли он реально действовать в рамках столь либеральной концепции в условиях бюджетного кризиса, грозящего крахом всей социальной политики.

Социальная политика

В проекте коалиционного соглашения, опубликованного в УП, раздел, вероятно касающийся социальной политики, отсутствует. В то же время, борьба с бедностью является одним из основных направлений деятельности президента – об этом было сказано в инаугурационной речи, этому вопросу посвящен один из первых указов Януковича.

В целом, возникает впечатление, что Янукович видит социальную политику не только и, возможно, не столько в виде непосредственной государственной поддержки граждан, сколько в виде государственной поддержки создания новых рабочих мест.

Гуманитарная политика

Предвыборные заявления существенно смягчены. Уже не говорится о государственном статусе русского языка, вопросы истории вообще не обсуждаются. Единственное определенное высказывание в опубликованной части коалиционного соглашения – "реализация государственной языковой политики на основе норм международного права, Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств".

Отметим для начала, что здесь в тексте ошибка – правильное название Хартии: "региональных или миноритарных языков", "региональных языков или языков меньшинств" - смысл именно в том, что меньшинства бывают не только национальные, но и собственно языковые.

Впрочем, это особого значения не имеет – Хартия и основанный на практике ее применения в Европе проект закона о языках для НУНС неприемлемы.

Однако в речи Януковича никаких определенных заявлений о гуманитарной политике не было. Напротив, авторы речи сочли нужным прямо изложить мнение Януковича на вопросы гуманитарной политики – "люди склонны политизировать определенные вопросы духовности большей частью тогда, когда они пребывают в состоянии перманентной финансовой нестабильности", а вот если экономика будет работать нормально, то и конфликтов вокруг гуманитарной политики не будет.

Эти слова можно понимать так, что Янукович будет проводить линию на "деукраинизацию" и рассчитывать на то, что по мере роста благосостояния населения Западной Украины, конфликтный потенциал такой политики будет снижаться. Об этом, вроде бы, свидетельствует и подчеркнутое внимание к вопросам качества образования.
Однако, как показывает опыт работы Януковича раньше, скорее это следует понимать как отказ от проведения своей собственной гуманитарной политики.

Это, конечно, не значит, что Ирине Фарион предложат пост министра образования, но очевидно, что гуманитарный блок будет отдан либо националистам, либо карьеристам, которые будут прислушиваться, прежде всего, к националистической точке зрения. Ибо, если "пшеница будет родить добре", то и гуманитарная политика сама собой "устаканится" – по желанию Януковича и Ахметова, но без их вмешательства.

Внешняя политика


И в коалиционном соглашении, и в выступлении подчеркивается внеблоковость Украины.

Однако, в коалиционном соглашении (что характерно, в том же пункте, где говорится о законодательном закреплении внеблоковости) упоминается и продолжение конструктивного сотрудничества с НАТО.

Особого противоречия здесь на самом деле нет. Ведь именно украинские евроатлантисты потратили массу сил, доказывая, что Россия сотрудничает с НАТО в значительно большем масштабе, чем Украина.

Но ведь Россия не то, чтобы внеблоковое государство, а даже принадлежащее к другому военно-политическому блоку… Так что нам в плане сотрудничества с НАТО Россию еще догонять и догонять – независимо от статуса.

Кстати, "внеблоковый" звучит гораздо мягче, чем "нейтральный". Тем не менее, совершенно непонятно, зачем "регионалам" законодательное закрепление внеблокового статуса.

С одной стороны, для НУНС это совершенно неприемлемо. С другой стороны, новое руководство НАТО совершенно определенно указало, что сотрудничать с Украиной будет, даже включит в мобильные силы, но о членстве в альянсе пока говорить преждевременно.

О точке зрения отечественных евроатлантистов, и НУНС - в частности, в Брюсселе либо не знают, либо не считают нужным с ней считаться. Вполне логично, кстати, получить от Украины все что нужно, а ей давать – по минимуму.

Раз уж смысла в противостоянии попыткам втягивания Украины в НАТО нет, то может нет смысла и в закреплении внеблокового статуса?

* * *

В общем, пока позиция нового президента по большинству вопросов выглядит куда более мягко, чем это звучало в ходе избирательной кампании. Большинство неоднозначных вопросов прописаны так, как будто их специально вставили, чтобы выбросить в ходе переговоров о коалиции.