Хотя существует широкий консенсус по поводу относительного упадка США в роли супердержавы, политические комментаторы по-прежнему спорят по поводу формирующегося политического соперничества. Однако внимательный взгляд на последние события показывает, что вместо прямых биполярных или многополярных связей, отношения между крупнейшими державами – Соединенными Штатами, Китаем, Европейским Союзом, Россией, Индией и Бразилией – будут характеризоваться одновременным соперничеством и сотрудничеством. Новый шаблон неустойчивых и постоянно меняющихся отношений между этими державами подчеркивает конец неоспоримого мирового превосходства в экономике, политике, военной мощи и культуре, которым США наслаждались с 1991 года.
Попытки каждого из игроков получить максимальное экономическое и политическое преимущество для себя, одновременно сотрудничая по вопросам общей озабоченности, вероятно, вызовут напряжение, а также неожиданные соглашения и временные альянсы. Наилучшим примером подобного взаимодействия и сдерживания являются отношения между Пекином и Вашингтоном.
Так как китайский юань привязан к доллару США, в общих интересах Китая и Америки сделать так, чтобы курс обмена доллара по отношению к другим основным валютам не снизился слишком сильно. Это исключает для Пекина возможность избавиться от своих солидных запасов долларов США крупными партиями. Сотрудничество между крупнейшими экономиками мира практически обязательно.
Напротив, в том, что касается Тайваня, интересы двух государств сталкиваются лоб в лоб. Китай считает Тайвань отколовшейся провинцией и решительно намерен вернуть остров под свою юрисдикцию. С 2001 года дважды в год Пекин проводит объединенные военные учения, направленные на захват Тайваня. Китай ввел в действие координированную сеть баллистических ракет ближней и средней дальности, как мобильного, так и стационарного базирования, чтобы преодолеть средства противовоздушной и противоракетной обороны Тайваня.
С другой стороны, Америка продолжает продавать Тайваню современное оружие в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем 1979 года, а высокопоставленные офицеры Тихоокеанского командования США начали принимать участие в качестве наблюдателей в ежегодных военных учениях тайваньских вооруженных сил, чтобы оценить военную готовность острова. Недавно администрация Обамы объявила о продаже Тайваню современных вооружений, включая противоракеты, на сумму в 6,4 миллиарда долларов.
Схожим образом, соперничество и сотрудничество характеризуют отношения между Китаем и Россией с 1996 года, когда они совместно поддержали создание Шанхайской пятерки. С тех пор связи между Пекином и Москвой укрепились, и в августе 2005 года они провели совместные военные учения на Шаньдунском полуострове Китая. Хотя Россия и прижала китайских мигрантов и торговцев, это не повлияло на приобретение Китаем передовых российских вооружений, вроде подводной лодки проекта “Палтус», оборудованной противокорабельными крылатыми ракетами SS-N-22, способными противостоять флоту США. Экономические интересы Китая также требуют тесных связей с Россией, ставшей крупнейшим экспортером не только природного газа, но и нефти, которые являются ключевыми товарами, необходимыми для промышленного развития Китая. Но подобное сотрудничество не отменяет расхождений во внешней политике двух соседей. Наглядным примером этого является Иран.
Еще одним примером смешанных отношений являются отношения Китая с его азиатским соперником Индией. Хотя Китай урегулировал пограничные споры со всеми остальными соседями, он отказался поступить так же в отношении Индии. Тем не менее, это не помешало Китаю стать в 2008 году крупнейшим торговым партнером Индии. Хотя он и отмечает с некоторым беспокойством тот факт, что Нью-Дели занимается модернизацией своих военных объектов на Андаманских и Никобарских островах к северу от стратегического Малаккского пролива, Пекин проводит с Индией совместные военные учения в регионе.
Хотя Индия и подписала льготное соглашение по сотрудничеству в области атомной энергетики с США и расширила свое военное сотрудничество и торговые связи с Вашингтоном, это не помешало индийскому премьер-министру Манмохану Сингху подписать с Кремлем соглашение о поставках вооружений на сумму в 10 миллиардов долларов во время его недавнего визита в Москву.
С одной стороны, по сообщениям, переговоры между Россией и Америкой по замене недавно истекшего договора СНВ-1, идут хорошо. С другой стороны, стратегия национальной безопасности, принятая Кремлем в мае 2009 года, описывает получение США возможности нанесения первого (ядерного) удара как основную угрозу России.
Хотя отношения Кремля с Вашингтоном далеки от теплых, его связи с Германией, ведущим членом Европейского Союза, являющегося крупнейшим торговым образованием в мире, необыкновенно сердечны. Выходя за пределы партийной политики, эти отношения остаются столь же крепкими в правление консервативного правительства Ангелы Меркель, как и во время социал-демократической администрации Герхарда Шредера.
Именно в Европе, во время наполеоновских войн в начале второго десятилетия 19-го века, родилась концепция многополярности. Основные европейские державы решили сделать все, чтобы предотвратить появление еще одного Наполеона, способного захватить весь континент. Из этого соглашения возникла доктрина равновесия сил. Она оставалась в силе целый век, до начала Первой мировой войны. Сегодня мы наблюдаем глобальное расширение этой доктрины, когда крупнейшие державы сотрудничают и соперничают друг с другом, чтобы сделать так, чтобы никто из них не стал единственной супердержавой.
Автор статьи является аналитиком в сфере международных отношений и сотрудником Йельского центра изучения глобализации в Йельском университете.