Посетителей своего сайта Алексей Навальный встречает изображением бритого наголо бойца свободного стиля с плоским носом и широкими плечами, обрабатывающего своего противника по полной программе. Его менее крупный соперник пытается перевести дух, тогда как лицо здоровяка становится красным от гнева. В таких неравных условиях победу обычно одерживает более сильный.
Эта сцена, которой Навальный украшает свой онлайновый дневник, приблизительно так же груба, как реальный поединок, в котором участвует этот 33-летний россиянин. Он является активным защитником «акционерной стоимости» (shareholder-value). Выступая в одиночку на широком фронте, этот юрист и эксперт по финансовым вопросам ведет борьбу за права миноритарных акционеров. В некотором смысле это похоже на борьбу Давида против множества Голиафов. Противники Навального очень сильны – это контролируемые государством концерны, акции которых котируются на фондовой бирже. Как только Навальный узнает о том, что один из этих концернов пытается при помощи непрозрачных методов понизить стоимость акций, он начинает действовать. И делает это столь последовательно, что ведущая российская экономическая газета «Ведомости» за проявленную смелость включила этого адвоката в число шести главных персон 2009 года.
«Обращение с миноритарными акционерами – это зеркало коррумпированности всего режима, - подчеркивает Навальный. – Пока ты, Путин, и твоя партия живы, ты будешь нас обманывать так долго, как ты того захочешь».
Глубокий сугроб возвышается на тротуаре перед входом в офис Навального, расположенный на Садовом кольце. Подъезд и узкую лестницу вряд ли можно назвать презентабельными. Глядя на дверь без таблички не скажешь, что за ней находится одинокий борец, способный вызвать тревогу у сильных мира сего. К числу этих сильных относятся газовый концерн "Газпром", второй по величине банк страны Внешторгбанк (ВТБ), а также монополист в области транспортировки нефти «Транснефть». В этих концернах контрольные пакеты акций принадлежат государству.
А Навальный, вложив пару тысяч долларов, стал миноритарным акционером. Этого количества акций оказалось достаточно, чтобы на собраниях акционеров заставить услышать себя молчаливое большинство. Достаточно для того, чтобы в течение одного года по его инициативе как вероятного потерпевшего от действий нескольких концернов была начата доследственная проверка и были обнародованы данные о финансовом состоянии крупных предприятий.
Так, например, у «Транснефти» с 2005 года обнаружились расходы на непонятные благотворительные цели на сумму почти 500 миллионов долларов. Настойчивые усилия Навального в течение полутора лет не пропали даром, и один из наблюдательных советов затребовал информацию по данному поводу. Сегодня известно, что по крайней мере часть этих средств была направлена в так называемый фонд «Кремль 9» для поддержки сотрудников и ветеранов Федеральной службы охраны (ФСО), отвечающей за безопасность президента.
Занижение стоимости предприятия Навальный зафиксировал также у "Газпрома" – монополиста в области транспортировки природного газа. Навальный обнаружил, что его дочерняя компания «Межрегионгаз» с 2005 года закупала (газ) у независимого производителя «Новатек» не напрямую, а через посредника и по завышенным ценам. По данным Навального, следователи установили, что ущерб "Газпрома" составил два миллиарда рублей (примерно 55 миллионов евро). Частичный успех Навального состоит в том, что в отношении некоторых лиц в «Межрегионгазе» проводится расследование. Теперь он хочет добиться того, чтобы это дело дошло до суда. Но с того момента, как к расследованию подключились новые следователи, работа застопорилась. "Газпром" через своего официального представителя Сергея Куприянова с самого начала заявил о том, что посреднические структуры не нанесли концерну никакого ущерба.
Навальный убежден в том, что ему удалось только слегка поцарапать верхушку айсберга. «Существуют тысячи подобных схем, - отмечает он. – Нужно набраться терпения. Разбирательства в судах могут тянуться годами».
«Российская жизнь» - такую красноречивую надпись можно увидеть на чайной чашке адвоката. Рядом с ней – целая гора писем, которая свидетельствует об интенсивной переписке с властями. Российское Министерство внутренних дел, а также Министерство юстиции не пользуются в стране доброй репутацией. При этом законы о защите прав миноритарных акционеров в России не намного хуже, чем в США, отмечает Сергей Степанов из московской New Economic School (Российской экономической школы). Он принадлежит к числу немногих специалистов в России, которые занимаются этой частью Corporate Governance (англ. - корпоративного управления – прим. перев.). По его словам, недостаточно информации существует и о менее доходных пакетах акций. Есть проблемы также с применением законов: «В целом, это новое для нас явление. Навальный является пионером в этом деле».
Навальный действительно является первопроходцем среди своих соотечественников.
Однако у него есть знаменитые иностранные предшественники. Это, например, Билл Браудер (Bill Browder) – глава инвестиционного фонда Hermitage Capital. Этот британец вложил в 1990-е годы 25 миллионов долларов в российские концерны и получил прирост в тысячу процентов. Он не возмущается по поводу режима Владимира Путина, зато он выступает с резкой критикой в адрес коррумпированных руководителей концернов. Он является сторонником улучшения корпоративного управления (Corporate Governance), и ему удалось предотвратить размывание стоимости акций крупнейшего в стране банка "Сбербанк". В 2005 году его выслали из страны, с подачи Кремля его обвинили в уклонении от уплаты налогов, и он был объявлен в розыск. Кому он пересек дорогу - до сих пор остается неясным. Сам Браудер убежден в том, что отдельные преступные элементы с помощью государственных чиновников смогли прибрать к рукам несколько принадлежавших ему фирм. Поскольку позднее эти фирмы использовались для проведения миллионных махинаций с налогами, то некоторые из «новых» руководителей концернов были осуждены.
Судя по всему, Браудер навлек на себя сильный гнев. 16 ноября 2009 года в тюрьме умер 37-летний Сергей Магницкий - юрист, специализировавшийся в области экономического права. Одиннадцать месяцев как адвокат Браудера он находился в следственном изоляторе. Об этом случае сообщили средства массовой информации всего мира, и к этому делу подключился даже сам президент Дмитрий Медведев. Магницкому было отказано в предоставлении медицинской помощи, хотя у него регулярно были проблемы с кишечником. Официально причиной его смерти стала сердечная недостаточность.
Кто начинает бороться за права, тот создает себе врагов. Специалист в области экономики Степанов полагает, что такого рода первопроходцы подвергают опасности свои собственные предприятия. Сам Навальный рассказывает о странных анонимных звонках по телефону. Все это, по его словам, действует на нервы, и даже его друзья постоянно напоминают ему об опасности, связанной с его профессией. Зачем он идет на эти риски? Навальный не отрицает, что подобные действия повышают известность его адвокатской фирмы. Как бывший оппозиционный политик и нынешний советник одного провинциального руководителя он подчеркивает также и политический момент: «Я ненавижу этот режим, так как он зиждется на коррупции и разрушает страну». При всей своей искренности, он ведет себя осторожно. В конечном итоге, как он считает, нельзя исключить использование против него провокаций, а также попыток дискредитации.
Враги Навального не дремлют. Несколько месяцев назад кто-то создал блог, на котором были размещены компрометирующие его материалы. Вместо красного лица спортсмена этот сайт украшает обнаженный зад борца сумо. Навальный не исключает, что эта кампания организована банком ВТБ, хотя у него и нет доказательств этого. «Чего-то в этом духе я уже давно ожидал», - признается он. Руководитель пресс-службы банка ВТБ Вадим Суховерхов эти обвинения отвергает. «Это полная ерунда!» - так он отвечает на этот вопрос. Комментировать деятельность Навального он отказался.
Однако нельзя сказать, чтобы здесь были довольны деятельностью этого акционера. С момента размещения банком акций на бирже, когда в 2007 году была привлечена рекордная сумма в восемь миллиардов долларов, и когда к участию были приглашены также простые люди, ситуация изменилась, курс понизился, а привлекательность ценных бумаг в глазах акционеров поблекла. Теперь еще у банка возникла проблема с Навальным. Поскольку в доступе на российское государственное телевидение ему было отказано, Навальный теперь рассказывает о своих злоключениях в видео-материалах, которые он размещает на сайте YouTube, и в первую неделю было отмечено 77 000 посещений его канала на этом сайте.
Акционер утверждает, что дочка банка ВТБ, компания «ВТБ-Лизинг», приобрела через загадочную оффшорную фирму в Китае по завышенным ценам буровую установку, вследствие чего ВТБ был нанесен ущерб в 156 миллионов долларов. Даже руководство самого банка, кстати говоря, имело подозрения относительно несуразности сделки и уволило директора «ВТБ-Лизинг» «не только по этой причине». «Я думаю, что в целом в этом деле мы обойдемся без крупных убытков», подчеркнул глава банка Андрей Костин. Министерство внутренних никак на это не отреагировало.
Тем временем Навальный уже идет по следу другого дела. По его данным, расположенный на Кипре дочерний банк ВТБ (Russian Commercial Bank) произвел увеличение капитала. Менеджеры ВТБ, как утверждает Навальный, приобрели акции за 11,71 доллара за штуку и спустя семь месяцев получили дивиденды по 15,60 доллара на акцию. Навальный хочет, чтобы у Министерства внутренних дел возникли подозрения относительно использования инсайдеровской информации. На отрицательный ответ со стороны министерства он уже направил возражение.
Его успехи пока скромны. В Интернете Навальный сотрудничает с российским изданием журнала Forbes. На страницах журнала он предоставляет возможность своим единомышленникам рассказать об их опыте как акционеров в российской правовой системе. «Люди должны освободиться от страха, - говорит он. – И они должны осознать размер нанесенного им ущерба». Навальный ищет союзников за границей. К примеру, в контролирующих деятельность фондовых бирж организациях, а также среди сотрудников концерна E.on - немецкого акционера "Газпрома". Год назад Навальный сам стал акционером немецкого гиганта, и теперь он и там хочет привлечь внимание к некоторым вопросам, а также более внимательно понаблюдать за "Газпромом".
Навальный ведет «финальную борьбу между добром и нейтралитетом» - так он написал о себе в блоге, ссылаясь на классическое произведение научной фантастики «Футурама» (Futurama): «Нейтралитет означает равнодушие».