Рио-де-Жанейро. Диалог глухих о ядерной программе Ирана, состоявшийся в Бразилии, наглядно свидетельствует о препятствиях, с которыми сталкивается государственный секретарь США Хилари Клинтон в попытке установить доверительные отношения в ходе своего турне по шести латиноамериканским странам.
Бразилия стала четвёртой страной, которую посетила Клинтон за эту неделю. Турне началось в понедельник с посещения Монтевидео. Глава американской дипломатии присутствовала на церемонии вступления в должность нового президента Уругвая Хосе Мухики (José Mujica). Затем Чили, Аргентина, Коста-Рика и Гватемала.
Бразильский министр иностранных дел Селсу Аморим (Celso Amorim), оправдал позицию своей страны, выступающей против введения санкций в отношении Ирана (который, как опасаются западные державы, якобы разрабатывает ядерное оружие). Аморим напомнил в этой связи дезинформацию о наличии оружия массового поражения в Ираке, которая послужила предлогом для вторжения войск США и их союзников в эту страну в 2003 году.
Ещё есть возможности и время для переговоров с Ираном, хотя усиливающаяся жёсткость позиций, делает такой диалог с каждым днём всё более сложным, заявил министр во время совместной пресс-конференции с Хилари Клинтон. «Санкции будут контрпродуктивны» и лишь ведут к усилению напряжённости, как это произошло в Ираке, подчеркнул Аморим.
Нет ни малейшего признака того, что правительство Ирана намерено придти к «соглашению с международным сообществом» и подтвердить мирную направленность своей ядерной программы посредством допуска инспекций, ответила Клинтон.
Оно пойдёт на это только в том случае, если поймёт, что «будут последствия», Совет Безопасности ООН примет соответствующие санкции, добавила она.
Иран рассказывает совершенно «разные истории» Бразилии, Китаю и Турции, чтобы избежать санкций, но при этом действует в направлении, прямо противоположном усилиям многих стран, таких как США, ряд европейских государств, Международного Агентства по Ядерной Энергии, которые стараются предотвратить расползание ядерного оружия по Ближнему Востоку, что приведёт к окончательно дестабилизации обстановки в этом районе земного шара, подчеркнула госсекретарь.
«Если брать иранский вопрос, то Аргентину можно считать прилежной ученицей Вашингтона, а Бразилию – нет», заявил IPS Росендо Фрага (Rosendo Fraga), директор исследовательского центра Unión para la Nueva Mayoría, расположенного в Буэнос-Айресе.
Две ведущих страны Южноамериканского общего рынка (Таможенный союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, примечание переводчика) придерживаются противоположных позиций по вопросу иранской ядерной программы. Встретившись во вторник в Буэнос-Айресе с президентом Аргентины Кристиной Фернандес, Клинтон поблагодарила её за то, что «Аргентина занимает лидирующую позицию» в борьбе против терроризма и распространения оружия ядерного поражения.
«Аргентина - единственная страна в мире, возбудившая против иранского государства уголовное дело по статье террористическая деятельность и объявившая в международный розыск через Интерпол его нынешнего министра обороны Ахмада Вахиди (Ahmad Vahidi), уточнил Фрага.
Это связано с терактом в Еврейском Культурном Центре в Буэнос-Айресе, совершённом в 1994 году и унёсшем 85 человеческих жизней. Тогда правительство Аргентины сократило свои отношения с Ираном до уровня поверенных в делах, а прокуратура страны обвинила восьмерых высокопоставленных иранских чиновников в причастности к этому преступлению и объявила их в розыск.
Визит выявил разные подходы к событиям в Гондурасе, признала Клинтон. Администрация США считает преодолённым кризис, вызванный государственным переворотом в июне 2009 года, в результате которого от власти был отстранён законно избранный президент Мануэль Селайя.
Но как Аргентина, так и Бразилия считают незаконными ноябрьские выборы в Гондурасе, по итогам которых президентом Гондураса был объявлен Порфирио Лобо (Porfirio Lobo). Бразилия признаёт, что сделаны определённые шаги по восстановлению демократии, но нужно «сделать гораздо больше», включая «создание условий для возвращения Селайи в страну», чтобы признать новое правительство Гондураса, заявил Аморим.
В этом отношении очень даёт о себя знать тяжёлое наследие прошлого. В XX веке военные диктатуры оставили свой кровавый след в Латинской Америке, напомнил бразильский министр иностранных дел, забыв уточнить, однако, что во многих случаях Вашингтон оказывал поддержку путчистам.
В Буэнос-Айресе Клинтон сделала робкое предложение о «дружественном посредничестве» США в деле урегулирования конфликта между Аргентиной и Великобританией вокруг Мальвинских островов, обострившегося две недели назад в связи с тем, что британская кампания начала работы по поиску нефти в территориальных водах оспариваемых островов, недалеко от аргентинского берега.
Напряжённость между двумя странами держится с 1982 года, когда аргентинские воинские части решили вернуть архипелаг, находящийся под британской оккупацией с 1833 года. Войну аргентинцы проиграли, потеряв 635 своих солдат. Вся Латинская Америка поддерживает требования Аргентины о восстановлении её суверенитета над островами.
Визит Клинтон в Монтевидео подтвердил традиционно дружественные отношения между Уругваем и США, которые поддерживались и при консервативной администрации Джорджа Буша (2001-2009) и даже после того, как к власти в Уругвае в 2005 году пришёл Широкий Фронт, проводивший политику левой направленности.
Новый президент Мухика, также являющийся представителем Широкого Фронта, заявил, что намерен развивать торговое и научное сотрудничество с США, в то время как Клинтон воздала хвалу уругвайской демократии, назвав её «образцом для всего мира».
В Чили госсекретарь предложила спутниковые телефоны, мобильные госпитали, медицинское оборудование, установки для очистки воды и другие виды помощи для преодоления последствий землетрясения, унесшего более 800 человеческих жизней и оставившего без крова около двух миллионов жителей страны.
На восстановление разрушенных стихией районов потребуются миллиарды долларов, так что любая финансовая помощь будет имеет большое значение.
Среди стран, которые посещает Клинтон, наибольшие разногласия с политикой Вашингтона наблюдаются в Бразилии. И в первую очередь по иранской ядерной программе, которая уже является знаковой проблемой.
У Бразилии есть своя собственная голова на плечах, и она не собирается ни перед кем прогибаться, даже если мировые державы придут к консенсусу в вопросе санкций против Ирана, подчеркнул Аморим.
Во время президентства Лулы да Силвы бразильская дипломатия ещё более усилила свой независимый курс, который окончательно преодолел «холодную войну» и является в настоящее время «мировым игроком, который не подчиняется» ни одной из держав и действует исходя из своих интересов и своего видения проблем, заявил IPS Кловис Бригагао (Clovis Brigagão), директор Центра Американских Исследований при одном частном университете Рио-де-Жанейро.
Вашингтону хотелось бы понять, какую роль желает играть Бразилия в этом вопросе и на Ближнем Востоке. Cможет ли она взять на себя роль посредника и убедить Тегеран согласиться на проведение международной инспекции своих ядерных объектов, считает Бригагао.
При этом за последнее время, помимо Ирана и Гондураса, в отношениях между Бразилией и США накопилось немало поводов для определённой напряжённости.
В торговой области Бразилия, с разрешения Всемирной Торговой Организации, готовится ввести заградительную пошлину на сумму 830 миллионов долларов в отношении американского экспорта. Это является следствием протеста, заявленного Бразилией против незаконных субсидий, предоставленных властями США своим производителям хлопка.
Список товаров, подпадающих под действие вышеупомянутой заградительной пошлины, будет опубликован бразильским правительством на следующей неделе, однако Клинтон выразила надежду на счастливую развязку этого спора посредством новых переговоров в течение 30 дней, по прошествии которых ограничительные меры начнут проводиться в жизнь.
Американское военное присутствие в некоторых странах континента, в первую очередь в Колумбии, продолжающаяся торговая блокада Кубы и разные подходы к борьбе с наркоторговлей – вот далеко не полный перечень вопросов, по которым две крупнейшие страны американского континента придерживаются противоположных точек зрения.
И всё же во время визита в Бразилию Клинтон удалось подписать совместное коммюнике, в котором делается упор на хорошие двусторонние отношения, и три меморандума о взаимопонимании. Эти документы направлены на то, чтобы усилить взаимодействие в борьбе с изменением климата, создании условий для более широко участия женщин в общественной и политической жизни и техническом сотрудничестве в третьих странах, главным образом в Гаити и на африканском континенте.
В Коста-Рике госсекретарь обсудила усиление борьбы с наркоторговлей, капиталовложения и применение экологически чистых технологий. В этой стране Клинтон также провела совещание с министрами Торговли более чем десяти стран, поддерживающих инициативу Пути к Процветанию Американского Континента (Caminos hacia la Prosperidad en las Américas).
Сейчас, когда отношения Коста-Рики с США переживают период обновления с приходом к власти администрации Барака Обамы, эта страна будет играть основополагающую роль в Центральной Америке, считает политолог Карлос Карранса (Carlos Carranza). Наряду с Бразилией, Чили и Уругваем это одна из ключевых стран в отношениях Вашингтона с Латинской Америкой в таких вопросах как борьба с наркоторговлей, социальное развитие, миграция, подчеркнул он в беседе с корреспондентом IPS.
Аналитики и политики высказывают мнение, что Гватемале не стоит ждать помощи от высокой гостьи. «Думаю, что в её списке упрёков руководству этой страны первое место занимает бездействие в отношении наркоторговли. Она потребует ужесточения мер по борьбе с этим злом», заявил в интервью IPS бывший министр иностранных дел Гватемалы Габриэль Орельяна (Gabriel Orellana).
«США финансируют многие мероприятия и требуют от нас отчёта по ним», подчеркнул он.
Латиноамериканское турне Клинтон «имеет целью заявить о присутствии и дать сигнал доброй воли, но это имеет весьма малое отношение к проблемам, с которыми сталкиваемся мы», считает политолог Кармен Ортис (Carmen Ortiz). Странам Центральной Америки следовало бы включить в повестку переговоров своих первоочередные проблемы, такие как миграция и экономический кризис, добавила эксперт.