Выставка "Святая Русь", флагман года Франция-Россия 2010, была торжественно открыта 2 марта Дмитрием Медведевым, Николя Саркози и их супругами, которые 45 минут прогуливались среди жемчужин русского искусства IX-XVIII веков. "Я не ожидал увидеть здесь столько произведений из России", - удивился российский лидер. И в самом деле, на экспозиции представлено около четырехсот произведений из 26 музеев. Большая часть из них впервые покинула территорию России. "Такого раньше нигде не было, даже в России", - сказал на радостях Анри Луаретт (Henri Loyrette). Директор Лувра впервые задумался о подобном проекте во время выставки "Российское искусство второй половины XIX века", которая прошла в Орсе в 2005 году.
Золотые чаши, знаменитая филигрань, берестяные грамоты, иконы, написанные на липе, и даже монументальные врата (золоченная медь на железной основе) суздальского собора – все эти уникальные произведения искусства рассказывают нам о расцвете византийского христианства в монастырях Золотого кольца – региона к северу от Москвы, где расположены святые города.
В XVI веке при Иване Грозном Москву провозгласили сначала "Новым Иерусалимом", а затем и "Третьим Римом". Помазанный на царство в 1547 государь стал правителем единственной в мире православной империи после падения Византии в 1453 году. Состоящая из тысяч страниц рукопись рассказывает о том, как страна постепенно погрязала в терроре.
Гвоздем выставки стала Толгская икона Божьей Матери XIII века. Темные глаза. Сильный взгляд. Никаких прикрас. Любовь матери и ребенка, прижавшихся щекой к щеке, производит неизгладимое впечатление. Сочетание цветов – синее обрамоление и красный покров – подчеркивает структуру композиции. Теперь мы можем понять, почему Матисс и Малевич преклонялись перед византийскими иконами. Богоматерь восседает на ажурном троне, а на ее одеянии мы можем увидеть выполненную в готическом стиле брошь. Линии складок ее платка напоминают итальянскую эпоху Дученто (Дученто (от ит. ducento — двести) — итальянское название XIII века, которое в истории культуры и искусства используется для обозначения начала Проторенессанса, - прим. ред.). Однако все это выглядит очень по-русски: на смену застывшим византийским маскам пришли живые, выразительные лица и цвета.
Распространенный в XI-XII веках тип иконы предвосхитил произведения Андрея Рублева, из которых на выставке увидеть мы можем одно, помимо Иоанна Крестителя в шафрановых одеждах с детально продуманной системой складок (он тоже возможно принадлежит кисти мастера). Богоматерь Владимирская – это копия иконы, отправленной из Константинополя в Киев в 1130 году, которую Рублев выполнил 1395 году во время переезда в Москву или возможно в 1408 году по прибытии в Успенский собор во Владимире. Мягкость лица, нежно-розовые щеки, алые губы и графическая простота образа дали начало целой художественной школе.
Хотя саму знаменитую "Троицу" Рублева нам увидеть не удастся (она слишком хрупкая для перевозки), на выставке представлен ее золотой оклад (31 алмаз, 74 изумруда и 44 сапфира), защищающая икону пышная металлическая оправа, в украшение которой привносили свою лепту российские цари от Ивана Грозного до Романовых. "Пять лет назад наши российские коллеги согласились участвовать в проекте и предоставить нам множество великолепных экспонатов", - объясняет комиссар выставки Жанник Дюран (Jannic Durand).
Путешествие по истории начинается с Руссов – народа, который починал Богиню-Матерь, как это показывает открывающая экспозицию скульптура. Переход князя Владимира в христианство и крещение его народа в Днепре в 988 году (как это видно из наивных миниатюр радзивилловской летописи) изменили весь расклад. В Киеве был незамедлительно возведен первый византийский храм, цветные фрески которого (их фрагменты представлены на выставке) положили начало десяти векам золотого периода российского искусства, гармонично сочетающего в себе элементы Запада и Востока.
Эта сага о "Святой Руси" заканчивается на Петре I, лихом русском барокко, которое представляет в Лувре золотой молитвенник. "Я хотел показать, что в России существовало искусство и до Петра Великого, что оно не было единым и монолитным, а было куда более живым и богатым ", - объясняет Жанник Дюран, решивший поставить точку в экспозиции двумя портретами. Контраст скончавшегося в 1682 году в возрасте 21 года царя Федора Алексеевича и его пылкого преемника Петра Великого говорит сам за себя. На портрете золотой кафтан Федора усыпан драгоценными камнями, портрет напоминает икону. Позировавший же в Лондоне Готфриду Кнеллеру Петр одет в сверкающие доспехи, с его плеча ниспадает подбитая горностаем мантия, а за окном видна каравелла с поднятыми парусами. Два этих портрета служат прекрасно иллюстрируют смену эпох.