Россия теряет политический вес и влияние в СНГ, тогда как участие в интеграционных процессах в регионе и экономическое влияние на соседние страны является для нее вопросом национальной безопасности, говорится в новом докладе Института современного развития "Экономические интересы и задачи России в СНГ".
Главой попечительского совета ИНСОРа является президент Дмитрий Медведев, и некоторые наблюдатели считают, что сотрудники этого института помогают разрабатывать стратегию государственного развития России.
Основными проблемами России в регионе авторы доклада - глава института Игорь Юргенс и ведущий эксперт Сергей Кулик - называют ослабление экономических связей со странами СНГ, снижение влияния России на соседей и политику других государств, таких как США, Иран и Евросоюз, в отношении бывших советских республик.
При этом в ИНСОРе считают, что в ближайшие годы Россия окажется в сложнейшей экономической ситуации, и имеется всего несколько лет на то, чтобы реформировать экономику и остаться в числе экономически развитых государств.
Окно возможностей
"Россия более не является безальтернативным стратегическим партнером для совместного развития стран Содружества. Экономически эту роль готовы взять на себя прежде всего Китай и Евросоюз", - говорится в докладе.
Однако с такой постановкой вопроса согласны не все. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью Би-би-си сказал, что ситуация сложилась прямо противоположная - ни Европа, ни США, ни другие страны не оказывают особого влияния на процессы в СНГ.
"Сейчас явно Соединенные Штаты решают другие проблемы. Эта проблема - постсоветского пространства, остается для них важной, но отнюдь не является первоочередной. Европейский Союз явно переживает кризис слишком быстрого расширения - мы видим ситуацию в Греции, со странами Балтии, и сейчас какую-либо экспансию вовне он проводить не в силах", - сказал Жарихин Би-би-си.
По мнению эксперта, перед Россией как раз сейчас открылось, как он выразился, "окно возможностей" чтобы проводить активную политику на пространстве СНГ.
Интеграция или диверсификация?
"За последние годы очевидной стала тенденция ослабления интеграционных процессов в СНГ, что чревато серьезными издержками уже в самом ближайшем будущем", - говорится в комментарии доклада, опубликованном на сайте ИНСОР.
Эксперты центра отмечают, что "формирование экономической политики России на пространстве СНГ затянулось, при том, что темпы интеграции в формате интеграционного ядра - России, Белоруссии и Казахстана - постоянно нарастают".
Как считает главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков, Россию устраивает ситуация, когда экономические связи затрагивают как можно большее число стран.
"Россия всегда говорила, что хочет диверсифицировать свои экономические связи, не хочет чтобы доминировала та или иная страна. И если мы посмотрим на структуру экспорта, товарооборота по странам СНГ, то мы увидим, что это очень большая группа партнеров", - считает эксперт.
По его словам, эта ситуация устраивает и страны СНГ: "Они не хотят зависеть от одной страны, от тех процессов, которые происходят в России, которые не всегда предсказуемы, которые не всегда по нраву нашим соседям".
Фундамент будущего
Авторы доклада критикуют Россию за отсутствие "основных черт декларируемого большого евразийского экономического пространства" и "целостной программы его создания".
Более того, они считают, что сейчас на постсоветском пространстве "возникает потребность в сбалансированном и эффективном реинтеграционном проекте, в разработке и вынесении на рассмотрение государств Содружества новой доктрины отношений". Такой проект, считают они, сейчас в стране отсутствует.
Авторы доклада предлагают строить новую "доктрину отношений" на базе некой "многосторонней зоны свободной торговли СНГ", которая будет совместима с Таможенным союзом. Она будет более масштабной, чем этот союз - в нее со временем должны войти торговля услугами, инвестиции, и трудовая миграция.
По словам Владимира Жарихина, основой будущего экономического объединения станет как раз Таможенный союз.
"Сейчас возобладала рациональная и соответствующая реальностям тенденция строить отношения "с нуля". Раньше пытались возводить стены и крышу различных объединений как бы над старым фундаментом Советского Союза. Оказалось что он не годится, надо строить новый фундамент которым является Таможенный союз", - сказал он.
В цейтноте
Месяц назад ИНСОР обнародовал доклад "Россия XXI века: образ желаемого завтра", в котором предлагалось провести серьезные реформы, прежде всего, в политической сфере.
Авторы предлагали сократить срок полномочий президента до пяти лет, а Госдумы - до четырех, снова избирать парламент по смешанному принципу - частично по партийным спискам, частично в одномандатных округах, снизить барьер для прохождения в Думу до пяти процентов, вернуться к прямым выборам губернаторов, избирать членов Совета Федерации прямым голосованием, но из кандидатов, предложенных главами регионов и областными законодательными собраниями.
Экономическим проблемам в том докладе было уделено сравнительно немного внимания.
В четверг, выступая перед членами ассоциации Европейского Бизнеса, член правления ИНСОРа Евгений Гонтмахер заявил, что у России осталось от пяти до десяти лет, чтобы успеть провести модернизацию экономики и остаться в числе экономически развитых стран.
Опасная зависимость
В настоящее время, сказа Гонтмахер, цену на энергоносители (нефть и газ) диктует поставщик. Однако в ближайшем будущем, сказал он, все изменится, и диктовать цены будет уже потребитель.
По словам Директора института экономики РАН Руслана Гринберга, тенденция, о которой говорит Гонтмахер, существует уже давно, и сейчас можно говорить только об ускорении этого процесса: "Электромобили начинают все большую популярность приобретать, их производство удешевляется, альтернативные источники энергии, биотопливо… По крайней мере все эти новшества внедряются быстрее, чем происходит модернизация российской экономики", - сказал член-корреспондент РАН.
Он считает, что слабым местом российских реформ и модернизации является координация действий: "Нам необходим механизм координации разных политик. Я имею в виду денежно-кредитную, финансовую, промышленную. А еще совсем недавно в России "промышленная политика" являлось ругательным словосочетанием слов. Сейчас, слава Богу, не так, и даже говорят о стратегическом планировании, естественно, не нарушая рыночной экономики", - сказал он.
Евгений Гавриленков обуславливает эту тенденцию совершенствованием технологий добычи природного газа в мире и диверсификацией его поставок в Европу. "В принципе все идет к тому, чтобы такая монополия России уменьшилась", - сказал он.
При этом, как считает Гавриленков, сама зависимость России от энергоносителей может ей помочь в такой ситуации, так как снижение цен на нефть должно подтолкнуть государство к институциональным реформам. Другого выхода у него просто нет.