Объявление о том, что Соединенные Штаты рассматривают вопрос о размещении элементов противоракетной обороны в Румынии и Болгарии вновь внесло напряженность в американо-российские отношения. В ответ на это Москва угрожает помешать заключению нового договора СНВ. Возникшая напряженность в отношениях может означать начало конца политики «перезагрузки» Вашингтона в отношениях с Москвой.
Геополитический тест
Президент Румынии Басеску 4 февраля этого года объявил о том, что Верховный совет обороны одобрил планы относительно участия этой страны в развертывании элементов нового поколения американский противоракетной обороны (Ballistic Missile Defense - BMD) и размещения в 2015 году на территории Румынии наземных ракет-перехватчиков. Через несколько дней болгарский премьер-министр Бойко Борисов заявил, что София готова начать переговоры с Соединенными Штатами о размещении элементов противоракетного щита на своей территории.
Хорошая новость состоит в том, что администрация президента Обамы продвигается вперед в реализации планов по созданию противоракетной обороны. Плохая новость заключается в том, что отношения между Вашингтоном и Москвой по этой причине вновь обострились.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров выразил «озабоченность» по поводу сделанных заявлений и потребовал «разъяснений», тогда как постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин ожидает возникновения «достаточно серьезных региональных проблем» или «политического конфликта» и намекает на то, что эта ситуация может поставить под сомнение американо-российское сотрудничество. Совсем недавно российский заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков высказал предположение о том, что размещение элементов противоракетной обороны в Румынии и Болгарии может помешать заключению нового договора СНВ.
Размещение элементов противоракетной обороны в Румынии и Болгарии представляет собой первый геополитический тест для Соединенных Штатов в Центральной и Восточной Европе после проведения президентских выборов на Украине.
Черноморский гамбит: гарантии с черного хода
В сентябре 2009 года, когда администрация президента Обамы отказалась от существовавших планов по размещению в Польше и Чешской Республике наземных элементов противоракетной обороны, союзники США из Центральной Европы выразили озабоченность по поводу отмечавшегося ими желания США вести политические торги по поводу потребности в безопасности союзников для того, чтобы продолжить свою политику «перезагрузки» с Россией. Эти опасения не были безосновательными.
В то время как Соединенные Штаты были сосредоточены на проблемах Ближнего Востока и Центральной Азии Россия только за год значительно расширила свое геополитическое влияние. Территориальные завоевания в 2008 году после войны в Южной Осетии; переоценка США планов действий по членству в НАТО (ПДЧ) для Грузии и Украины, а также вопроса о третьем позиционном районе под давлением России; избрание Виктора Януковича президентом Украины – все это, несомненно, усилило позиции Москвы на восточной периферии Европы за счет НАТО.
Невнятная реакция США на эти события стала восприниматься как дезориентирующий сигнал в адрес стран Центральной Европы относительно готовности США защищать своих союзников перед лицом того, что они считают потенциально ревизионистской державой. Минимальный чистый выигрыш в отношениях с Россией по вопросу о санкциях против Ирана, а также помощи в Афганистане, судя по всему, заставил Соединенные Штаты проанализировать основные положения политики «перезагрузки».
Вашингтону теперь нужно продемонстрировать то, что он способен поддерживать существенную степень влияния в Центральной Европе в постгрузинскую и постукраинскую эпоху. Решение о размещении ПРО в Румынии и в Болгарии; параллельная установка противоракетных комплексов Patriot в Моранге (Morang), Польша; давно уже просроченные планы НАТО по чрезвычайному планированию для балтийских государств и предстоящие военные учения в Латвии – все это представляет собой послание по поводу обязательств США в отношении безопасности союзников. Поскольку в Румынии и Болгарии уже находятся транзитные военные базы США, то выбор места для размещения элементов ПРО соответствует определенной логике, так как средний радиус действия ракетных систем получает преимущество от географической близости Ирана. В случае масштабной реализации планов ПРО следующего поколения появится возможность обеспечения определенной формы гарантий с «черного хода» для Польши и прибалтийских государств, и это будет свидетельствовать о том, что Соединенные Штаты намерены защищать свои интересы в регионе даже в том случае, если это осложняет «перезагрузку».
Конец перезагрузки
Пока не ясно, как отреагирует Россия. Москва уже заявила о том, что противоракетная оборона на Черном море может помешать заключению нового договора СНВ. Первоначально российские официальные лица говорили о том, что США следует разместить те установки ПРО, которые администрация Буша хотела установить в Польше и Чешской Республике, в Румынии и Болгарии. Если теперь Москва выставит свои условия, то это может осложнить перспективы конструктивного партнерства с Вашингтоном.
Ставки для США очень высоки. Если администрация Обамы продолжит переговоры о размещении элементов ПРО на территории двух балканских государств только для того, чтобы затем отказаться от этого перед лицом угрозы со стороны России сорвать заключение договора СНВ, то доверие к США в Центральной Европе пострадает.
Реализация планов по размещению элементов ПРО в Румынии и Болгарии может стать первым указанием на то, что Соединенные Штаты больше не полагаются на Россию и на политику «перезагрузки». Возможность расширения двусторонних отношений с двумя надежными, однако редко замечаемыми союзниками по НАТО, а также восстановление доверия в Центральной Европе по отношению к Вашингтону слишком ценны, чтобы можно было от них отказаться. Иран становится все более враждебным – время не ждет. Россия может, тем не менее, пойти на сотрудничество в ответ на давление, но только в том случае, если США займут твердую позицию, даже если для этого придется пожертвовать договором СНВ.
Решение о размещении элементов ПРО должно получить одобрение в парламенте Румынии, и нужно продолжить переговоры с Болгарией. В это время администрация Обамы должна заручиться поддержкой этого проекта в Конгрессе.
Роберт крон является научным сотрудником исследовательского центра CEPA.