В Эстонии в четвертом квартале прошлого года был самый быстрый экономический рост в ЕС, в Латвии – самый большой спад. Почему в одном регионе возможны такие значительные колебания?
У эстонцев не было ни Parex, ни кредита
Внутренний валовой продукт (ВВП) Эстонии в четвертом квартале 2009 года в сравнении с третьим кварталом, вырос на 2,6%, а в Латвии спад ВВП составил 3,2%. Даже Румыния и Греция не пережили такого большого спада народного хозяйства, как Латвия, там ВВП сократился, соответственно, на 1,5% и 0,8%, сообщает BNS. Экономисты различия между соседними государствами объясняют большой «дырой» в бюджете Латвии и более дальновидной экономической политикой эстонцев.
В Эстонии не было такого большого спекулятивного пузыря на рынке недвижимости, и вместе с этим не так много невыплаченных кредитов. Эстонцы также не одалживали деньги у Международного валютного фонда, и поэтому могут действовать свободно, поясняет преподаватель экономики Вентспилсской высшей школы Дмитрий Смирнов. «У эстонцев не было банка Parex, и госбюджет намного более сбалансирован», - указывает на преимущества северных соседей экономист Улдис Осис. «Вливание денег Международного валютного фонда должно было позитивно отразиться на экономических показателях, но этого не произошло, поскольку дыра в бюджете была слишком велика, и деньги ушли на ее латание и в банк Parex. Урезание затрат в публичном секторе было очень тяжелым, выросла безработица, уменьшился рыночный спрос. К тому же, в Латвии задержались поддерживаемые ЕС проекты, по инициативе МВФ приостановлены проекты публичного и частного партнерства», - отметил Осис. Правда, он добавил, что показатели одного квартала еще не характеризуют ситуацию. Для определения тенденций нужно посмотреть, по меньшей мере, три квартала.
Марионетки МВФ
Взгляд Смирнова более пессимистичный. По его мнению, нельзя говорить просто об экономическом спаде, поскольку в результате деятельности правительства это путь к депрессии. Сокращение социальных расходов в госбюджете и увеличение налогового бремени по принципу спирали ведет вниз. Многие предприятия на грани банкротства, бизнес переносится в Эстонию или Литву, в свою очередь, иностранных предпринимателей налоговая политика Латвии отпугивает. Пока Эстония искала пути к экономическому росту, Латвия деньгами МВФ, словно клочками тряпок, затыкала множество появившихся из-за политики правительства дыр. Сейчас у нас не правительство, а лишь марионетки МВФ, отмечает экономист. Он подчеркивает, что методика расчета ВВП не позволяет сопоставить подлинные экономические тенденции, потому что до сих пор рост ВВП характеризовали растрачиваемые кредитные средства, а теперь, когда пузыря больше нет, показатели ВВП упали. По мнению Смирнова, главный характеризующий экономику показатель это уровень безработицы и средняя зарплата. Только тогда, когда безработица уменьшится, сможем говорить о преодолении кризиса. Тем временем, Литва, которая пока находится в лучшем положении, чем Латвия, в скором времени собирается одалживать у МВФ. Таким образом, соседи тоже могут оказаться в такой нелепой ситуации, как Латвия, считает экономист.
Перевод: Лариса Дереча