Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Станет ли Ирак новым Ираном?

Недавняя чистка среди кандидатов на участие во всеобщих выборах в Ираке угрожает толкнуть страну в пучину исламистского экстремизма.

© Reutersирак выборы
ирак выборы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно произошла грандиозная перепалка по поводу дисквалификации нескольких сотен кандидатов на участие во всеобщих выборах в Ираке, которые планируются на следующий месяц, за их предполагаемые связи с запрещенной партией Баас (Ba'ath Party). По мнению критиков, это событие может стать шагом к гражданской войне. Но что критики просмотрели в этом хаосе - это новые возможности для ислама укрепить свои позиции в Ираке.

Недавно произошла грандиозная перепалка по поводу дисквалификации нескольких сотен кандидатов на участие во всеобщих выборах в Ираке, которые планируются на следующий месяц, за их предполагаемые связи с запрещенной партией Баас (Ba'ath Party). По мнению критиков, это событие может стать шагом к гражданской войне. Но что критики просмотрели в этом хаосе - это новые возможности для ислама укрепить свои позиции в Ираке. Среди отсеянных решением о дисквалификации кандидатов было большое число шиитов, входящих в относительно светский блок, во главе которого стоят премьер-министр Аяд Аллави и нынешний министр внутренних дел Джавад аль-Булани. Дисквалификация этих кандидатов явно на руку двум основным шиитским избирательным блокам, имеющим глубокие исламские корни.

В прошлом году на провинциальных выборах победу одержал блок премьер-министра Нури аль-Малики «Коалиция за законность» (State of Law) под девизом «безопасность и службы»; однако его правительство остается по своей сути исламистским. Основатель партии Аль-Дава (Da'wa Party) Малики стремился к созданию исламского государства, в котором влиятельную роль играло бы шиитское духовенство. В конституции Ирака в качестве источника законности упоминается закон шариата; кроме того, конституция запрещает принятие законов, противоречащих исламу. Что еще важнее, конституция отрекается от сравнительно либерального Закона о личном статуте (Personal Status Law), принятого в 1959 году, возвращая контроль семейного права духовным учреждениям. А в последнее время в печати все чаще появляются статьи в пользу движения, возглавляемого правительством Малики, за запрещение в стране приема алкоголя.
Исследования более радикальных исламистских групп показали, что их наиболее характерной чертой является неудовлетворенность нынешним политическим статус-кво.

Основной шиитский соперник Нури аль-Малики ничем не лучше. В состав Иракского национального альянса входят Высший исламский совет Ирака (ISCI) и отдельные элементы из партии Садристов (Sadrists); обе группировки имеют сильные исламские корни. Муктада аль-Садр (Muqtada al-Sadr), который в данный момент проходит обучение в Иране – учится быть аятоллой, – поддержал учреждение валайят аль-факих: государства, управляемого по законам шариата. Садристы, до того как их разгромило иракское правительство и «Коалиция», часто выступали в роли религиозных  контроллеров; они учредили теневые религиозные суды на контролируемых ими территориях, например, в Садр Сити.

Настоящая история: Поворотные выборы в Ираке


Бытует мнение, что сдвиг к увеличению роли религии сейчас мало вероятен, особенно, если учесть, что именно эти партии после выборов 2005 года стояли на переднем крае политической активности, а в результате страна стала намного более светской, чем надеялись некоторые пандиты. Но за прошедшие пять лет произошло много всего, и теперь избранное правительство окажется перед фактом чудовищного давления на него. Изучение более радикальных исламских группировок показало, что их самой характерной чертой является неудовлетворенность нынешним политическим статус-кво. Широкое распространение коррупции – основной проблемы Ирака – может привести к призывам  «очистить» систему правления: истинные исламисты выдвигают в качестве аргумента то, что правительство якобы коррумпирует веру. Усиление движения Исламского фронта спасения (FIS) в Алжире в конце 1980-х годов было в значительной мере обусловлено негодным правлением руководящей партии; политическая платформа FIS делает ставку на реформы путем исполнения закона шариата. Недавно проведенный в Турции опрос показал, что и тут большинство населения приписывают рост религиозного экстремизма неудачам светского общества, особенно в обеспечении образования и создания рабочих мест.

В Иране уже появляются первые признаки этого опасного явления. Об этом свидетельствуют жалобы религиозных лидеров из священного города Эн Наджаф, поступившие в ноябре прошлого года на членов парламента, которые обеспечивали себе льготы за счет государства, вместо того, чтобы решать важные государственные проблемы. ISCI воспользовались шиитским праздником Ашура для проведения массового антиправительственного митинга, на который в прошлом декабре собралось свыше 5 тысяч шиитов.

Нет причин говорить, что Ирак стоит на пути превращения в новый Иран. Иракские исламистские шиитские партии сохраняют выраженные признаки национально-освободительного движения и, в целом, способны противостоять призывам из Тегерана. Есть у Ирака и два таких важных сдерживающих религиозное влияние в государстве фактора: иракская армия и племена; эти силы будут ограничивать слишком уж широкое распространение религиозного закона. И, однако, те, кто полагает, что Ирак твердо стоит на пути секуляризации, вероятно, окажутся разочарованы.

Мэттью Фрэнкель – федеральный исполнительный сотрудник программы «Оборонная инициатива для  21 века» (21st Century Defense Initiative)  в институте Брукингса в Вашингтоне, штат Колумбия.