Теневой капитал в бюджете российских партий составляют суммы, которые значительно превышают параметры, разрешенные по закону. Партии при власти используют бюджетные средства и пожертвования бизнесменов "черным налом".
Доходы российских партий в принципе не могут быть честными, утверждает независимый политолог Дмитрий Орешкин. По его словам, достаточно посчитать, сколько стоит одна предвыборная кампания федерального уровня, чтобы понять, что денег в политике крутится в разы больше, чем может быть по закону. Орешкин исходит из того, что "обработка" одного избирателя стоит доллар, а в России 60 миллионов имеют право голоса. То есть на выборы в Госдуму партии нужно потратить 60 миллионов долларов, заявил Дмитрий Орешкин. Реально затраты еще больше. Однако по закону траты на предвыборную гонку не могут превышать 400 миллионов рублей или 13 миллионов долларов.
Где нет контроля, процветает воровство
Выходит, что неучтенных средств в разы больше, чем легальных денег, отметил политолог. К тому же не надо сбрасывать со счетов, что много денег еще и разворовывается, заявила в интервью Deutsche Welle член федерального политсовета партии "Яблоко" Евгения Дилендорф. "У партий власти расходы на воровство очень велики. Как известно, когда плохой контроль, то и воровство в два-три раза превышает возможные потери", - заявила политик.
При этом финансовые возможности у партий не равны. Малые партии имеют очень скромные бюджеты и уже поэтому не могут быть конкурентоспособными. Системная оппозиция в лице "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ держится чуть увереннее, но их капитал все равно меньше, чем у партии власти. По словам Евгении Дилендорф, власть и раньше нередко использовала бюджетные средства. Теперь появился другой источник доходов - капиталы олигархов. "Я думаю, некоторые бизнесмены дают "черным налом", - утверждает Евгения Дилендорф. По ее словам, представителям крупного бизнеса говорят, только попробуй не дай определенную сумму той или иной партии ("Единой России", "Справедливой России", ЛДПР).
Эпоха расцвета "бюрократического бизнеса"
По словам Дмитрия Орешкина, сегодня партиям не обязательно даже использовать наличные деньги. Больше используется административный ресурс и безналичный расчет. Например, владельцам крупных торговых центров дают директиву обеспечить определенной партии определенное количество голосов на выборах, и объясняют, что в случае отказа выполнить такую "просьбу", у предпринимателя возникнут проблемы с ведением дела. Дмитрий Орешкин назвал подобный способ "бюрократическим бизнесом".
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, между тем, говорит, что наличные оборотные средства в политике тоже пока никто не отменял. "Не секрет, что партийные деньги теряются: списываются на пиар, на политтехнологов, идут на откаты. Этим грешат многие партии, поскольку нужно дать возможность заработать своим бюрократам", - заявил Кабанов.
Кто имеет контроль, тот и кует скандалы
Правда, доказать существование одной из схем невозможно. Поэтому скандалы, которые касаются финансирования политических структур, в России радикально отличаются от тех, что случаются в Европе, заявил Deutsche Welle Кирилл Кабанов. По словам эксперта, в демократических странах инициаторами скандалов являются конкурирующие политические силы и журналисты, а государство присоединяется только в процессе расследования. "В России скандал может быть инициирован только представителями власти", - отметил Кирилл Кабанов. В качестве примера он привел сообщения о том, что на прошлых региональных выборах якобы были задержаны несколько человек, которые несли деньги в штаб "Справедливой России". После выборов об этих случаях никто не вспоминал.
Основной статьей доходов партий в России в целом являются членские взносы. На региональных выборах ситуация несколько иная: здесь фонд избирательной компании формируется в первую очередь за счет добровольных пожертвований. Из них можно израсходовать на выборы во всех регионах не более 1 миллиарда 400 миллионов рублей. Правящая в стране партия "Единая Россия", по данным ЦИК, потратила из региональных фондов в общей сложности около 900 миллионов рублей.