Сегодня глава итальянского нефтяного и газового гиганта Eni Паоло Скарони (Paolo Scaroni) в своей речи на конференции CERAweek в Хьюстоне призвал выработать новую стратегию обеспечения гарантированных поставок природного газа в Европу в долговременной перспективе. Его план состоит в том, чтобы объединить конкурирующие газопроводные проекты «Южный поток» и Nabucco и создать единую газовую артерию.
В последние годы по Европе не раз ударяли действия «Газпрома», прерывавшего то по одним причинам, то по другим поставки газа. Скарони, выступая в роли защитника «Газпрома», заявил, что Россия четыре десятка лет была надежным поставщиком и что в любом случае влияние России уменьшается, так как изрядную часть растущего европейского спроса на газ в последние годы удовлетворяли такие страны, как Ливия, Нигерия и Алжир.
У Скарони в самом деле есть причины защищать «Газпром». Eni – партнер «Газпрома» по строительству трубопровода «Южный поток», который будет поставлять в Европу российский и среднеазиатский газ. «Южный поток» конкурирует с проектом газопровода Nabucco, который должен пролечь в обход России и поставлять среднеазиатский газ через Турцию. Так как Nabucco пройдет по суше, а «Южный поток» - по дну Черного моря, приблизительная стоимость «Южного потока» почти вдвое превысит те 8 миллиардов долларов, в которые обойдется строительство Nabucco.
За Nabucco не стоит какая-либо конкретная нефтяная компания, но его поддерживают европейские правительства и США, стремящиеся уменьшить влияние России на энергоснабжение Европы. Газом трубопровод должны снабжать Азербайджан, Туркмения и, возможно, Ирак и Египет.
Из-за политических споров ни один из этих двух газопроводов еще не начал строиться. Поэтому, чтобы гарантировать поставки газа в Европу, Скарони сегодня предложил объединить Nabucco с «Южным потоком». По его плану, несколько веток должны снабжать газом одну основную артерию, идущую в Европу. «Если партнеры договорятся объединить трубопроводы на определенном участке маршрута, мы снизим уровень требуемых инвестиций и расходы по эксплуатации, зато повысим общий доход», - заявил Скарони.
Разумеется, Eni выгоден выход ситуации из тупика. Кроме того, у Скарони есть причины стремиться участвовать в проекте трубопровода, который свяжет Европу с Ираком. Eni недавно заключила контракт с Ираком на разработку месторождения Зубайр. Она намерена поднять на нем добычу с 200 000 баррелей в сутки до 1,2 миллионов. «Не думаю, что Eni когда-либо раньше разрабатывала такое крупное месторождение», - заметил Скарони. Однако, даже если Eni (вместе со своими партнерами Occidental Petroleum и Korea Gas) успешно справится с этой задачей, продление контракта будет зависеть от того, сможет ли она найти прибыльные рынки для иракского газа.