Молодой, подающий надежды актер, отказался сниматься в фильме "Мы из будущего-2", так как посчитал его антиукраинской агиткой. "Ты понимаешь, какие люди заказывали этот фильм? Если откажешься – перечеркнешь свою карьеру", – услышал он от продюсеров.
Менеджер актера Дмитрий Савельев рассказал российскому еженедельнику "The New Times", как на актера пытались давить, давая ему понять, что заказ "исходит сверху" и является делом государственной важности. Поскольку первая часть фильма, в которой Козловский играл одного из главных героев, была успешной, продюсер Людмила Кукоба решила любой ценой привлечь его к участию в сиквеле. Однако актер отказался, так как ему не понравился сценарий, в котором украинцы изображены фашиствующими русофобами, и тогда он услышал, что его карьера может окончиться.
Украинские фашисты
Некоторые рецензенты характеризуют этот фильм словами "через поп-культуру к патриотизму". Герои (четверо молодых ребят) перемещаются во времени и попадают на первую линию фронта войны с Гитлером. В первой части фильма тоже присутствовала патриотическая подоплека, но как подчеркнул в беседе с "Rzeczpospolita" Савельев, это была картина приличного уровня, без грубой пропаганды.
– Герои пережили своего рода катарсис. Один из них сначала был фашистом, а потом отошел от свастики. В этом был умеренный пафос, но он был уместен для данного жанра массового приключенческого кино, – сказал Савельев. Вторая же часть, по его мнению, совершенно неприемлема. – Это ксенофобский фильм, обращенный к самым низменным инстинктам, политическая агитка, – считает он.
В сиквеле сценаристы вдарили по полной программе: герои вновь перемещаются во времени, но в этот раз их путешествие начинается в окрестностях Львова, а их современники, молодые украинцы, представлены отталкивающими фашистами. Только атака немцев (уже в прошлом) вынуждает их вместе с россиянами бороться с врагом, однако оказывается, что на этот союз их вынудили лишь обстоятельства. Фильм в довольно грубой форме подхватывает тему обвинений Москвы в адрес Киева. Российские политики припоминали Виктору Ющенко воевавшую на стороне немцев дивизию СС "Галичина" и обвиняли в идеализации фашизма.
На Украине фильм был запрещен к показу, а в России уже в первую неделю проката бил рекорды посещаемости и заработал более 170 миллионов рублей. Однако как утверждает Савельев – лишь благодаря успеху первой части. "Потому что это просто плохой фильм", – считает он.
Миллиарды для патриотов
Признания Козловского – это очередной аргумент для тех, кто видит в чрезмерном вмешательстве государства угрозу российскому кинематографу. Они убеждены, что, исповедуя принцип "важнейшим из искусств для нас является кино", власть пытается постепенно подчинить его себе. Владимир Путин возглавил Совет по развитию отечественной кинематографии, который распределяет государственные средства, и в состав которого входит Владислав Сурков. Другой аспект – монополия заслуженного режиссера, а ныне друга властей, Никиты Михалкова, который, будучи председателем Союза кинематографистов, считается гуру в мире российского кино.
– Пока еще слишком рано судить о том, к чему это приведет, поскольку новая система еще не начала работать. Но повод для опасения есть. Раньше первую скрипку играло Министерство культуры, которое, впрочем, тоже подвергалось сильной критике в кинематографической среде, так как часть денег загадочным образом пропадала в его кабинетах, – сказал "Rzeczpospolita" Евгений Левкович, автор упомянутой публикации в "The New Times". – Сейчас дело идет к диктату Михалкова. Плохо, когда один человек распределяет миллиарды, как ему заблагорассудится, – полагает он.
– В самом кино, которое спонсируется государством, нет ничего плохого. Если государство платит, оно имеет право заказывать музыку, – говорит Савельев, добавляя, однако, что зритель не купит топорную пропаганду, напоминая о не слишком удачной картине "1612" об изгнании поляков из Кремля или "Тарасе Бульбе", вызвавшем много споров на Украине.
– Хотя на рекламу фильма "Мы из будущего-2"потрачены гигантские суммы и его посмотрело много зрителей, мало кто воспринял его всерьез, – считает менеджер Козловского. Он надеется, что инцидент был единичным случаем и результатом излишнего рвения продюсеров, которые очень хотели снискать расположение властей.
– Может быть, они рассчитывали на то, что фильм пригодится во время выборов на Украине. Если это так, то идея себя не оправдала, потому что Москва в этот раз решила не вмешиваться и оставаться в стороне, – отметил Савельев.