Обострение отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном способствует эскалации напряженности на границе двух стран. В дополнение к неспокойной обстановке Ташкент в одностороннем порядке закрыл один из крупнейших пограничных переходов между двумя странами.
По словам наблюдателей, закрытие границы в Кара-Суу является ответом на планы Бишкека по строительству крупного гидротехнического сооружения – ГЭС "Камбарата-1". Строительство ГЭС может привести к сокращению объемов поступающей в Узбекистан воды, что негативно скажется на его хлопковом секторе, требующем обильного полива.
1 марта ташкентские власти неожиданно закрыли пункт пропуска "Кара-Суу-автодорожный" для всех видов транспорта, сославшись на то, что тот нуждается в срочном ремонте. Во время посещения КПП корреспондентом EurasiaNet 4 марта никаких признаков ремонтных работ на объекте не наблюдалось.
Закрытый пограничный переход негативно сказывается на местном бизнесе, вызывая ожесточение и негодование. "Ситуация на границе неспокойная, и подобные конфликты случаются все чаще и чаще. Права человека нарушаются пограничниками и военнослужащими обеих стран, Узбекистана и Кыргызстана", – рассказал EurasiaNet правозащитник из Джалалабадской области Азамжан Аскаров.
Тучи на границе начали сгущаться в начале 2010 года. Так, например, 17 января узбекские военнослужащие в Джалалабадской области ранили и шесть дней продержали под арестом кыргызского пограничника. В последние недели инциденты участились. Не способствует ослаблению конфронтации и тот факт, что в отношении демаркации 20 процентов участка границы протяженностью 1375 км по-прежнему сохраняется неясность.
1 марта кыргызские пограничники задержали в Джалалабадской области четырех узбекских пастухов, обвинив их в незаконном пересечении границы, Один из задержанных скрылся, а оставшихся трех допрашивали сотрудники кыргызских спецслужб. Как сообщила местная пресса, три дня спустя, 4 марта, кыргызские пограничники застрелили гражданина Узбекистана и ранили еще одного в Баткенской области.
Руководитель Погранслужбы Кыргызстана Кубаныч Сарыбаев заявил, что причиной инцидентов являются "незаконные действия граждан Узбекистана", добавив, что "один из них напал на старшего по наряду", сообщило 5 марта информагентство 24.kg.
"Похоже, что кыргызские солдаты и пограничники занимаются местью, – поделился с нами своими соображениями джалалабадский правозащитник Алмаз на условиях анонимности из страха перед возможным возмездием. – Солдат обеих сторон, стреляющих в людей или нарушающих их права с применением силы, их начальники никогда не наказывают. Вот почему такие инциденты имеют место, и их число никак не снижается".
Узбекистан то и дело без предупреждения закрывает свою границу с Таджикистаном и Кыргызстаном. Однако на этот раз действия властей заставляют многих торговцев опасаться самого негативного влияния на свой бизнес в оживленном кыргызском городе Кара-Суу, где расположен крупнейший в Ферганской долине оптовый рынок, через который китайские товары поступают на узбекские рынки.
"На самом деле КПП другая сторона закрыла в начале февраля, – сказал EurasiaNet 32-летний узбек Равшан из Кыргызстана, работающий в небольшой придорожной закусочной у границы. – Это очень плохо для местных предпринимателей. Взять наше кафе. Взять соседние магазинчики. Они потеряли клиентов. Сегодня здесь немного народа, а месяц назад по этой улице ходили сотни людей, прибывающих и направляющихся в Узбекистан".
По словам кыргызского пограничника с пункта пропуска в Кара-Суу, Узбекистан даже не намекнул, когда будет открыт КПП. "Они закрыли КПП 6 февраля, разрешив лишь кыргызским гражданам вернуться на территорию Кыргызстана, а узбекам – к себе в страну. С 1 марта переход полностью закрыт. Это не мы. Это они. Мы не закрывали наш переход. А теперь, похоже, они не собираются открывать его", – сказал пограничник, пожелавший остаться неназванным.
После андижанских событий 2005 года Узбекистан навсегда закрыл ряд пограничных переходов с Кыргызстаном. Ближайший к Кара-Суу КПП находится теперь в 20 км в Оше. Местные жители жалуются на долгое ожидание на узбекской стороне. "Несколько дней назад…переход через границу занял у меня около четырех часов. И еще два-три часа на обратную дорогу, – говорит 55-летний ошский предприниматель Мамыржан. – Теперь я поостерегусь навещать родственников в Узбекистане".
По словам местных обозревателей, Ташкент закрыл границу, дабы продемонстрировать кыргызскому руководству свою силу. "Узбекистан намеренно нагнетает ситуацию,…чтобы использовать напряженность в качестве рычага политического воздействия на Бишкек", – сказал баткенский обозреватель на условиях анонимности. – Узбекистан недоволен амбизиозными гидроэлектрическими проектами на реке Нарын".
Директор бишкекского филиала Института стран СНГ Александр Князев выразил озабоченность в связи с эскалацией напряженности, отметив, что камбаратинский проект может спровоцировать вооруженный конфликт. "Необходимо прийти к соглашению, – считает Князев. – В противном случае ничто не помешает Узбекистану заблокировать строительство камбаратинской ГЭС, включая методы военного вторжения".
В Узбекистане встревожены не только планами строительства камбаратинской ГЭС, Ташкент еще категорически возражает против развертывания российской военной базы в Ферганской долине у кыргызско-узбекской границы. Соответствующее соглашение было подписано в ноябре прошлого года президентами КР и РФ, но после резкой реакции со стороны Ташкента Москва затормозила процесс.
"Кыргызстан должен был согласовать этот вопрос со своими соседями, в первую очередь с Узбекистаном, – говорит Князев. – Теперь, похоже, Кыргызстан провоцирует столкновение между Россией и Узбекистаном, но ни Узбекистан, ни Россия не поддадутся на это".
Жонибек Кадамжанов является псевдонимом кыргызского журналиста.