Ровно 20 лет назад состоялись последние выборы Верховного Совета Латвийской ССР, на которых Народному фронту удалось получить достаточное количество мандатов, чтобы в мае принять Декларацию о независимости. За эти 20 лет дети времен баррикад выросли и стали взрослыми людьми. Для них то время – далекая история. Однако для тех, кто тогда был в сознательном возрасте, оно негасимо останется в памяти.
1990 год действительно был Пробуждением – это было, словно выбраться из тюрьмы, подняться и выйти на свежий воздух после долгой и тяжелой болезни, это было время, когда кандидаты в депутаты надрывались, агитируя во имя высших идеалов, общей цели, а, не думая о своем корыстном кошельке. Выборы в Верховный Совет проводились в присутствии оккупационных войск, и военные принимали участие в голосовании, но все равно те выборы были самыми чистыми из когда-либо прошедших ранее и после. Две трети депутатов Верховного Совета проголосовали за декларацию о независимости. Уже в то время появились признаки нехорошей болезни, которая мучает политиков латышской земли, и от которой мы никак не можем избавиться: тогда в оборот вошли обозначения «светлые силы» (которыми были мы), и «темные силы» (интерфронтовцы, стагнаты, они). В то время было так замечательно, но, если сказки и мифы начинают превалировать над реальными процессами и закрепляться в умах людей, как действительность, то, в конце-концов, мы стали котятами, у которых кредитор отнял жернова для миндаля и орешек.
1990 год был годом больших надежд – еще не было известно, что СССР развалится так скоро, однако на свободу, независимость, демократию были настроены все антенны. Это было также время большой наивности – мы надеялись, что будем хозяевами на своей земле, что у нас будет производство, что, став свободными, скоро заживем, как на Западе. Это было время большого Единства. Не созданной на прошлой неделе в целях обмана народа партии «Jenotība», а Единства. (На прошлой неделе в Риге официально была создана партия «Vienotība» («Единство»). Автор с иронией использует созвучное слово Jenotība («Енотство»). – Прим. переводчика).
Это было и время большого терпения – хотя экономически было тяжело, люди своими телами защищали парламент и правительство. Потому что тогда были надежды, что надо потерпеть, и позже будет лучше. Этим время нынешнего кризиса отличается от того – тогда были надежды, что что-то лучшее ждет впереди. Сейчас – только похмелье.
Это было время независимости – хотя обретение независимости было лишь в форме мечты, дух людей поднимался прямо и статно. К сожалению, коротким было это мгновение независимости...
В течение 20 лет в ходе выборов Сейма 5-го, 6-го, 7-го, 8-го и 9-го созывов в непрестанных распрях партий независимость постепенно заглушена, промотана, прокатана на BMW и джипах, испачкана покупками в кредит ряда домов на болоте, продана за чечевичную похлебку иностранцам. В действительности не много будет, за что бороться на выборах в Сейм 10-го созыва: если только за рабочие места подавальщиков кофе экспертам Международного валютного фонда. Следующему правительству Латвии, или команде официантов независимости останется всего лишь - кланяться так низко, как понравится.
Перевод: Лариса Дереча