Постоянный секретарь Французской Академии Элен Каррер д'Анкосс считает, что связи России и Европы должны получить новый, невиданный ранее статус.
Визит президента России во Францию закончился настоящим успехом: укреплением взаимопонимания, подтверждением ставшей традицией дружбы и подписанием многочисленных контрактов. Французская экономика немало выиграла, но это не было самым заметным достижением государственного визита. Главное в диалоге Парижа и Москвы – это политика, и касается она будущего всей Европы.
Президент Франции, который доказал всем во время своего председательства в Евросоюзе, что способен добиться мира не только внутри своей страны, но и за ее пределами, прекрасно это понимает. И с тех самых пор он питает амбициозный замысел привести Россию в Европу, определить раз и навсегда место этой великой европейской страны в послевоенной системе, чтобы гарантировать долгий мир на нашем континенте.
И как же этого добиться? Россия не может просто войти в Европейский союз несмотря на то, что после падения коммунистического режима такое предложение выдвигал ее первый президент Борис Ельцин, а некоторые российские либералы не оставляют эту идею и по сей день. В действительности же это невозможно, так как насчитывающий 27 членов ЕС уже практически подошел к черте, за которой он не сможет нормально функционировать. Невозможно это и из-за состава Евросоюза. Толчком к созданию единой Европы стало стремление Франции и Германии примириться и жить в согласии. С падением берлинской стены в союз вошли бывшие сателлиты СССР, для которых подобная интеграция означала отдаление от России и участие в чуждом ей объединении. Все эти страны по-прежнему не желают забыть прошлое, и вынужденное сосуществование с Россией в рамках ЕС было бы воспринято ими как предательство. И Европа страдала бы в результате от бесконечных внутренних конфликтов.
Однако главным препятствием на пути вступления в ЕС стала сама Россия. Она не желала этого сразу по нескольким причинам. Прежде всего, она не похожа на обычные страны, и напоминает скорее целый континент. Само существование этого многоэтнического и многокультурного образования трудно совместимо с жесткими правилами Евросоюза. Более того, пока Россия с трудом встает на ноги, она не может слепо идти по пути единой Европы. Ее приоритеты лежат в другой области.
Тем не менее, Россия, бесспорно, является европейской страной, без которой Европа просто не может обойтись. Стоящая сегодня перед Францией и ее лидерами задача заключается в том, что нам нужно сейчас, а не в каком-то неопределенном будущем создать европейский статус для России и убедить ЕС применить его на практике, пока наш восточный сосед не поддался соблазну отдалиться от нас в пользу других возможностей, которые открыты ему благодаря географическому положению.
Действия президента Саркози во время кризиса августа 2008 года и основанные на совместном стремлении к реформам связи с Дмитрием Медведевым предоставляют сегодня Франции лучшие возможности для того, чтобы справиться с этой задачей.
Каким должен быть статус России? Ответ на это вопрос нам нужно найти в самое ближайшее время. Решением могло бы стать стратегическое партнерство, но это выражение в последнее время чересчур опошлили, а его содержание остается слишком туманным. Следует придумать и утвердить новую связь, которая бы обозначила принадлежность России к Европейскому союзу без юридического вступления в него. Такой статус должен прежде всего стать признанием европейской сущности России и ее участия в жизни ЕС. Он не будет дискриминационным и выведет Европу на совершенно новый уровень. Подобное предложение Россия примет. С 1992 года эта страна жила в унижении, видя, как Европа расширяется без нее и зачастую против нее, что естественно привело к желанию замкнуться в себе, а также чрезмерной и даже агрессивной национальной гордости. Присоединение России к Европейскому союзу в специально придуманной для нее особой форме принесет двойную выгоду: это убедит Россию в том, что ее политическое место в Европе, а не за ее пределами, и позволит ЕС расшириться на весь наш континент.
Кроме того, разработка подобного статуса предложит и вариант решения вопроса Турции. Споры о присоединении этой страны разделили Евросоюз на два лагеря и все никак не могут закончиться. Последствием этой отсрочки является тот факт, что Турция, как и Россия, живет в унижении и борется с соблазном ответить на него, пойдя по другому пути, вплоть до отказа от светской республики. И если Турция до настоящего времени отвергала все предложенные ей Европой решения, то это потому, что считала их дискриминационными. Приглашение присоединиться к европейской семье на тех же условиях, что и Россия (а русско-турецкие отношения сегодня просто отличные), придаст этому предложению совершенно иной смысл.
А после Турции свое место в числе особых членов европейской семьи могла бы найти и упрямо стучащаяся в двери ЕС Украина. Ведь если мы примем в состав Евросоюза Украину, оставив за бортом Россию, это может стать источником сложностей и непонимания для будущего отношений России и Европы.
Создание более многообразной и способной отвечать на сложные ситуации Европы – это проблема, которая уже многие годы не дает покоя ЕС. И лишь ее решение может дать ему новый толчок. Немалые надежды возлагались на прошедший на прошлой неделе государственный визит президента Медведева и связаны с открывшимся годом Франции в России и России во Франции. Сегодня президент Республики, который так стремится освободить мир от цепей прошлого, должен показать, что Франция XXI века способна как и 60 лет назад придумать для всех новый путь, путь Соединенных Штатов Европы.