Госсекретарь Хиллари Клинтон вернулась из Бразилии с пустыми руками. Ни министр иностранных дел Селсо Аморим (Celso Amorim), ни президент Луис Инасиу Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva) не поддались на ее уговоры и не поддержали ужесточение санкций против Ирана.
Ничего удивительного в этом нет. Бразилия уже давно продемонстрировала свою позицию по иранскому вопросу: ей нужны доказательства того, что Иран не просто работает над ядерными технологиями, но и в самом деле создает оружие. Если администрация Обамы не предъявит аргументов в духе Эдлая Стивенсона (Adlai Stevenson) (представитель США в ООН, продемонстрировавший во время «Карибского кризиса» фотографии российских ракет на Кубе, - прим. перев.) – чего она пока не сделала – Бразилия явно не будет готова осуждать действия, которые, на ее взгляд, вправе предпринимать любая развивающаяся держава.
Однако проблемами с поддержкой санкций Бразилией дело не ограничивается. Попыткам провести новую резолюцию через Совет безопасности сопротивляется не только Китай (это было ожидаемо) – Турция также не хочет их поддержать. Тем временем, индийский частный сектор без всякого энтузиазма отнесся к идее прервать коммерческие отношения с Тегераном. В итоге вместо единого «международного сообщества» администрации Обамы приходится иметь дело с реалиями расколотого мира. Даже если дипломатические усилия Франции смогут смягчить позицию России, введение санкций все равно будет в изрядной степени выглядеть как «евроатлантическая» инициатива, которую игнорирует полмира, что делает ее значительно менее убедительной.
Два года назад в Вашингтоне опять заговорили о перспективах создания «Лиги демократий», которая будет оказывать поддержку глобальному лидерству США. Однако циклон «Наргис», опустошивший Бирму/Мьянму, проложил четкую границу между развитыми демократиями Севера и Запада, выступившими за интервенцию на гуманитарных основаниях, и демократиями Юга и Востока, которым больше по сердцу были призывы Китая к защите национального суверенитета. В ходе Дохийского раунда переговоров о мировой торговле и на переговорах по изменению климата ведущие демократические державы Юга и Востока— в том числе Бразилия, Мексика, Южная Африка, Индия и Индонезия—также предпочли поддержать Пекин, а не встать под знамя Вашингтона.
После мирового финансового кризиса 2008 года и победы Барака Обамы на выборах многие надеялись, что сближение стран БРИК — Бразилии, России, Индии и Китая —остановится, особенно с учетом того, что и Бразилия, и Дели дали понять, что они заинтересованы в дальнейшем укреплении контактов с Соединенными Штатами. Однако, если Россия получила «перезагрузку», а Китай новый диалог с Америкой на высоком уровне, Индия и Бразилия, по-видимому, остались на обочине. Госсекретарь не сочла Индию приоритетным направлением для визита, а Дели яростно выступил против того, чтобы его включили в мандат американского специального представителя в регионе Ричарда Холбрука (Richard Holbrooke) наравне с Пакистаном. Правда, лично президенту удалось добиться прорыва в Тринидаде, на Саммите американских государств 2009 года, однако, чтобы закрепить успехи встречи, явно было приложено недостаточно усилий. Часть проблемы, на мой взгляд, заключается в том, что в администрации нет специальных высокопоставленных сотрудников, которые отвечали бы за укрепление и развитие «особых отношений» с Индией или с Бразилией; нет современного эквивалента специальных комиссий, которые в девяностые возглавлял вице-президент Эл Гор. Между тем, как в случае Индии, отношения которой с Вашингтоном не один десяток лет были весьма прохладными, так и в случае Бразилии, которая питает такую же неприязнь к проявлениям американского влияния в своем регионе, как и многие латиноамериканские страны, требуется немало времени и внимания, чтобы углубить зарождающееся партнерство.
Холодный прием, который оказали Клинтон в Бразилии на прошлой неделе, не был предрешен заранее. Однако он должен напомнить администрации, что, какую бы симпатию в мире не вызывал президент Обама, этого недостаточно для того, чтобы вовлечь «южные демократии» в более тесное партнерство с Соединенными Штатами.
Николас Гвоздев - старший редактор The National Interest, профессор Военно-морского колледжа США (The U.S. Naval War College), специалист по исследованиям в области национальной безопасности. Данная статья выражает его личную точку зрения.