Польша, Венгрия, Словакия и Чехия предупредили, что ряд стран членов Евросоюза может прекратить участвовать во внешней политике ЕС, если они не получат справедливую долю влияния в новом дипломатическом корпусе.
«Недостаточная вовлеченность [стран-членов] в формулирование и осуществление политики может заставить их потерять интерес к международной политике Евросоюза и даже привести к возникновению разрыва между политикой ЕС и политиками отдельных государств» - заявила группа из четырех стран в неофициальном заявлении, распространенном в Брюсселе в конце прошлого месяца.
Так называемая Вышеградская четверка, названная так в честь венгерского города, который стал местом исторической встречи глав входящих в нее государств, также призвала ведущие страны Евросоюза уступить новым членам блока места в Европейской службе внешних действий (ЕСВД).
«Мы считаем необходимым обеспечить адекватный географический баланс и значимое присутствие представителей всех стран-членов Европейского Союза, чтобы служба могла пользоваться преимуществами широкого круга дипломатических культур и традиций», - говорится в документе.
«Так как географический баланс – базовый компонент ЕСВД, его следует сделать обязательным принципом кадровой политики... соблюдение которого должно отслеживаться, в том числе, с помощью ежегодных отчетов».
За прошедшие две недели позицию четверки в общих чертах поддержали Австрия, страны Прибалтики, Болгария, Кипр, Греция, Мальта, Португалия, Румыния и Словения.
Вышеградская группа рассчитывает увеличить свое влияние в Брюсселе: если Евросоюз, как это было предложено, будет проводить по 10 неофициальных саммитов в год, вышеградские страны будут перед каждым проводить встречи на уровне премьер-министров. Их представители в Евросоюзе уже сейчас встречаются раз в месяц. До 2014 года группа будет иметь в ЕС столько же голосов, сколько Германия и Франция вместе взятые.
Письмо четверки затрагивает два болезненных вопроса, связанных с созданием дипломатического корпуса.
С одной стороны, у Европейской комиссии есть 1657 чиновников дипломатической службы, которые автоматически будут переведены во вновь создаваемую структуру и, пока в нее постепенно будут просачиваться представители стран-членов, вероятно, будут удерживать лучшие посты.
С другой стороны, лишь 117 чиновников Еврокомиссии происходят из новых стран ЕС, и это означает, что корпус останется крайне однобоким с географической точки зрения.
Высокопоставленный дипломат одной из вышеградских стран сказал нам, что он поддерживает решение, предложенное Мальтой - самой маленькой из стран Евросоюза. Мальтийцы предлагают с первого дня создания ЕСВД выставлять все посты в службе от уровня руководителя подразделения и выше на открытый конкурс, в котором смогут участвовать дипломаты и чиновники из стран Евросоюза.
Решение будут принимать комиссии, составленные из представителей аппарата главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), Еврокомиссии и стран-членов ЕС. Решающий голос будет принадлежать г-же Эштон.
«Как Вы можете себе представить, Европейская комиссия сопротивляется этому плану», - заметил наш источник.
«В настоящий момент, трое из глав делегаций в Южной Америке [в Чили, на Кубе и в Венесуэле] - испанцы. Однако этот регион давно перестал быть испанской колонией. Вы можете возразить на это, что у них есть некий специальный опыт. Что ж, если бы в ЕСВД существовал открытый конкурс на замещение должностей, опыт новых стран-членов очень бы пригодился для таких мест, как Белоруссия».
Впрочем, в своем письме, направленном на прошлой неделе г-же Эштон, министры иностранных дел Словении, Латвии, Литвы и Кипра предложили ограничить конкуренцию: «На начальной стадии, посты в ЕСВД не должны быть открыты для чиновников из Европейского парламента».
В прошлом году лидеры Евросоюза призвали подготовить уложение для европейской дипломатической службы к апрелю. Однако сейчас дипломаты считают более реальной датой 5 июля - дату последнего пленарного заседания Европейского парламента перед летними каникулами.