Брюссель. Грузия не может «переключить себя в режим ожидания» до того момента, пока новые положения, предусмотренные Лиссабонским договором, не заработают. Ей необходимо привлечь внимание к сохраняющимся проблемами, связанными с созданием Россией мощного плацдарма в обоих отколовшихся анклавах – в Южной Осетии и Абхазии. Об этом высокопоставленный грузинский чиновник сообщил в интервью EUobserver.
«Произошла смена администрации в Вашингтоне и в отношении России проводится политика «перезагрузки», а новые структуры Евросоюза еще не достигли необходимой зрелости. На международной арене существуют другие приоритеты, однако этот конфликт не исчез. Он продолжает существовать», заявил ранее на этой неделе грузинский министр по реинтеграции Темур Якобашвили, рассчитывая таким образом способствовать продвижению новой стратегии своего правительства в отношениях с мятежными регионами.
Полтора года назад Грузия стала главной темой в средствах массовой информации после того, как Россия начала полномасштабное наступление в ответ на вторжение самой кавказской республики на территорию Южной Осетии. Война закончилась после вступления в силу соглашения о прекращении огня, которое было достигнуто при посредничестве президента Франции Николя Саркози, когда его страна на основе принципа ротации председательствовала в Евросоюзе.
Русские тогда пообещали вывести свои войска на прежние позиции, где они располагались до начала военных действий, сократить свое военное присутствие, а также разрешить наблюдателям из Евросоюза работать на территории отколовшихся республик и содействовать ослаблению напряженности.
Однако после этого Абхазия, а затем и Южная Осетия объявили о своей независимости, которая была признана Москвой. Россия также увеличила свое военное присутствие, разместив на этих территориях постоянные военные базы, а также направила на их границы агентов ФСБ – национальной секретной службы.
Москва заявляет о том, что требования о выводе вооруженных сил на основе соглашения о прекращении огня больше не действуют, так как обе территории стали «независимыми республиками» и пригласили российские войска на свою землю.
Новая грузинская стратегия в отношении отколовшихся республик не включает в себя русский вопрос, а также статус самопровозглашенных независимых республик, который может обсуждаться «только параллельно после репатриации беженцев и полного прекращения оккупации Грузии», отметил господин Якобашвили.
«Это не стратегия реинтеграции, это стратегия вовлечения, которая является частью процесса реинтеграции. Мы пытаемся проводить политику, ориентированную на людей. Вопросы здравоохранения, например. Образование, торговля, информация, создание доверия – все эти меры не смогут разрешить конфликт, но они важны для жизни людей», подчеркнул он.
Указав на продолжающиеся «провокации», «унижения», а также на нападения на такие стратегические инфраструктурные объекты как высоковольтные линии электропередач, господин Якобашвили подчеркнул, что силовой вариант решения этой проблемы не обсуждается.
«Мы всегда заявляли, что военного решения в конфронтации с Россией быть не может. Это было ясно с самого начала. Мы вошли туда, так как мы вынуждены были реагировать на агрессию», заявил он.
В самом документе изложены меры, начиная от введения автобусных маршрутов, пересекающих «разделительные линии», до ремонта больниц и школ.
Тбилиси предлагает жителям Абхазии и Южной Осетии доступ к ее системе здравоохранения и социального обеспечения, а также обещает оказать содействие «в решении отдельных вопросов, включая выдачу документов о рождении, смерти, заключении брака и образовании». В нем также предусмотрена возможность совершать заграничные поездки для населения, которое имеет преимущественно российские паспорта.
Структуры Евросоюза пока не ясны
Когда его спросили, встречался ли он с сотрудниками Еврокомиссии или с чиновниками, работающими под началом верховного представителя по внешней политики Кэтрин Эштон (Catherine Ashton), то он только пожал плечами.
«У меня были некоторые встречи, в действительности я не знаю, кто есть кто здесь (в Брюсселе). Но я провожу встречи с людьми, которые занимаются Грузией», добавил он.
У него умеренные ожидания от предстоящего президентства в Евросоюзе Венгрии и Польши в следующем году, так как обе эти страны намерены уделить особое внимание европейскому Восточному партнерству – новой политике блока в отношении своих восточных соседей.
«Мне кажется, что новые положения лишают президентство той роли, которая у него была раньше. Мы также ждем и надеемся увидеть, как это все работает, - отметил он. – Но мы не можем в это время перевести себя в режим ожидания и ничего не делать».
Однако господин Якобашвили был доволен тем, что он получил поддержку от министерства иностранных дел Франции в отношении проведения конференции по реализации стратегии его правительства. Это мероприятие, как ожидается, состоится в конце июня в Париже или в Брюсселе, отметил он.
Похвала Эштон
В опубликованном в среду пресс-релизе верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон заявила, что она «приняла к сведению» грузинскую стратегию и приветствует намерение Тбилиси решать конфликт «только мирными средствами и с помощью дипломатических усилий».
«Евросоюз приветствует инициативный подход и рассматривает его как конструктивных шаг, направленный на ослабление напряженности, создание доверия, а также вовлечение в этот процесс жителей регионов Абхазии и Северной Осетии», говорится в заявлении.
В тот же день, выступая в Европарламенте, госпожа Эштон подчеркнула, что участие блока в подготовке соглашения о прекращении огня в Грузии и размещении там наблюдателей Евросоюза является для нее «образцом» того, как должна работать новая дипломатическая служба.
Служба внешнего действия (External Action Service) под ее руководством будет готова к работе к концу этого года.