Сейчас много говорят о том, что на рынке англоязычных СМИ появилась группа новых перспективных игроков. Американские, британские и канадские медиа-компании отчаянно стараются сохранить за собой свою нишу; они напуганы, и на то есть все основания.
Русские, китайцы, французы, эмир Катара и даже иранцы уже могут составить достойную конкуренцию новостной индустрии англоязычных стран. Замечательно! Конкуренция -- это здоровое, полезное явление. Тем не менее, в США и Великобритании многие называют этих новичков выскочками за то, что те нарушают статус-кво своими антиамериканскими и вообще антизападными высказываниями.
России при этом достается больше других. Канал, на котором я работаю, RT, серьезно критикуют за не очень лестные отзывы об американской политике как внутри страны, так и за ее пределами. Все эти обвинения безосновательны -- RT, как и другие англоязычные СМИ, просто представляет англоязычному миру иную, альтернативную позицию.
После Второй мировой войны и особенно после того, как закончилась “холодная война”, США считают себя носителем добра в мире. Американцам эту сказку рассказывают еще в детстве, да и потом не раз повторяют.
К сожалению, большинство американцев узнают новости только из американских источников и в первую очередь из выпусков теленовостей.
Дискуссии на американских каналах ограничиваются и контролируются, а международным новостям уделяется очень мало внимания. За редким исключением, все американские СМИ придерживаются редакционной политики, спущенной сверху.
Обвинять российские СМИ в антиамериканизме -- это большое преувеличение. Действительно, российские англоязычные средства массовой информации, в том числе RT, часто рассказывают истории, которые не встретишь на популярных американских каналах, и освещают их с непривычной для США точки зрения. Но это не должно никого удивлять. Кто дал Западу право решать, как именно должна выглядеть свобода слова?
Америка, когда надо, ругает всех подряд. В центральных американских СМИ Израиль всегда прав, Ирак долгое время был врагом номер один для всего мира, а теперь его место занял Иран. Россия не желает пресмыкаться перед Западом с его геополитическими и экономическими интересами, поэтому в новостях ее показывают в самом непривлекательном виде. Зато угодным Америке диктаторам все сходит с рук.
Уже несколько десятилетий Вашингтон и американские СМИ замалчивают политические разногласия внутри страны, да еще и хотят, чтобы весь остальной мир следовал их примеру. А когда кто-то отказывается, его обвиняют в антиамериканизме.
Такое лицемерие вполне характерно для страны, которая привыкла читать всему миру нотации о свободе средств массовой информации. Это не новое явление; но новым можно считать тот факт, что теперь американскую позицию неоднозначно оценивают другие англоязычные источники.
Жалко, когда критический анализ воспринимается однозначно как нападки. Америка и Запад в целом должны понять, что их вера в собственную исключительность и мессианское предназначение -- это всего лишь миф, и очень опасный миф. Ни одна страна, ни один народ не обладает монополией на истину.