Интервью с руководителем Европейских программ Международной кризисной группы Сабиной Фрэйзер.
- Госпожа Фрейзер, на днях комитет по международным делам палаты представителей Конгресса США принял проект резолюции 252, признающей геноцид армян. В этой связи, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в процессе урегулирования отношений между Арменией и Турцией?
- Не хотела бы комментировать это решение, но надеюсь, что оно никак не отразится на процессе урегулирования. Очевидно, что отношения между Арменией и Турцией все больше и больше укрепляются, учитывая подписанные протоколы. Все это еще раз подтверждает, что Армения и Турция должны продолжать свои усилия по урегулированию отношений.
- Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в интервью, опубликованном в турецкой газете Radikal заявил: «Чего мы стремимся достичь на Кавказе? Протоколы мы подписали. Они будут внесены в повестку дня парламента, будет сопротивление, но в течение трех дней протоколы будут ратифицированы. А если через три месяца в Карабахе вспыхнет конфликт, мы что, опять должны закрыть границу?...». Как вы прокомментируете это заявление, не кажется ли вам, что это заявление адресовано Азербайджану – как вести себя при давлении международного сообщества, в том случае, если Турция ратифицирует протоколы?
- Прежде всего, процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией и процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта параллельные и зависящие друг от друга вопросы, но неправильно вопрос ратификации протоколов связывать с процессом урегулирования карабахского конфликта. Сам процесс урегулирования карабахского конфликта уже очень сложная проблема, и если связывать этот вопрос с армяно-турецкими отношениями, это не отразится положительно ни на одной из проблем. Если продолжать прилагать усилия для урегулирования отношений между Арменией и Турцией, то это позитивно отразится на урегулировании карабахского конфликта. В случае Армении налаживание отношений с Турцией может сдерживать националистические настроения по отношению к Турции и создать почву для доверия. Это может позитивно отразиться и на настроения турецкого общества и будет служить доказательством того, что Армения тоже готова прилагать усилия для безопасности и стабильности в регионе, что эти две страны соседи и разделяют общую историю. Урегулирование карабахского конфликта более длительный процесс, если учитывать вывод военных сил, возвращение беженцев, а процесс урегулирования армяно-турецких отношений может свершиться в более короткий срок.
- Январь-февраль текущего года представляются активной фазой в процессе урегулирования карабахского конфликта, а теперь такое впечатление, что мы перешли в пассивную фазу, с чем вы это связываете?
- Не думаю, что был переход в пассивную фазу. Стороны продолжают оставаться верными мадридским принципам. Я уверена, что президенты работают над предложениями об урегулировании.
- Азербайджан дал согласие по обновленным мадридским принципам, и официальный Баку заявил, что не видит необходимости представлять предложения по этому вопросу, а Армения, которая всегда поддерживала предложения об урегулировании, молчит. Означает ли это, что Армения впервые отвергнет эти предложения?
- Думаю, очень рано говорить об этом. Считаю, что Ереван продолжает держать в повестке дня мадридские принципы и надеюсь, что скоро выступит с предложениями. Сейчас мы не можем констатировать, что Армения отказывается от мадридских принципов. У меня еще есть надежда, что Армения сделает конструктивные предложения, продолжая нынешний процесс. Единственное, что озадачивает меня в данный момент, это усилия Армении по включению Нагорного Карабаха в процесс урегулирования. Должна заметить, что Международная кризисная группа в своих докладах всегда поддерживала вопрос о том, что на определенном этапе процесса урегулирования участие армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха должно быть обеспечено, так как на этом определенном этапе возникнут вопросы, которые соприкоснутся с интересами и вопросами безопасности двух этнических групп. Это означает, что их участие может отразиться только позитивно, но это только после подписания основных принципов.
- Казахстан сделал какие-то предложения, даже говорилось о «дорожной карте». Министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев во время визита в регион заявил, что представил сторонам конфликта предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Как вы относитесь к этой инициативе?
- Думаю, это нестандартная ситуация. Но для меня ясно, что процесс урегулирования карабахского конфликта привилегия Минской группы ОБСЕ. Минская группа ОБСЕ единственная структура, которая удостоилась доверия двух сторон, Известно, что Азербайджан неоднократно обращался к ООН, ожидая участие этой организации в этом процессе, но это не дало результатов. Считаю, что инициатива Казахстана никак не поможет решению проблемы, уверена, что сегодня на столе переговоров лежат самые удачные предложения. Если в дальнейшем не удастся достичь результатов, тогда и можно будет подумать о других посреднических усилиях. А до этого наша задача заключается в полном доверии к трем сопредседателям Минской группы ОБСЕ в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Каждая из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ имеет свой традиционный опыт деятельности на Южном Кавказе, что может положительно отразиться на процессе урегулирования конфликта.
- Посол Ирана в Армении Сейед Али Сагигиан недавно заявил, что так как Иран единственная страна, которая имеет общую границу с Нагорным Карабахом, то Тегеран имеет свои подходы и позицию по поводу размещения миротворческих сил. Как вы прокомментируете это заявление?
- Такие заявления не считаю полезными, но понимаю, почему беспокоится Иран. На определенном этапе урегулирования Минская группа ОБСЕ должна вести переговоры с Ираном, я уверена, что необходимо способствовать тому, чтобы в Иране с большим доверием относились к переговорному процессу, чтобы их беспокойства на счет безопасности и стабильности улетучились.
- Как вы думаете, параллельно процессу урегулирования отношений между Арменией и Турцией, мы ближе стоим к войне или к миру?
- К сожалению, возможность военных действий всегда велика. Как Армения, так и Азербайджан увеличивают свой военный бюджет, конечно, Азербайджан в большей степени. Но вместе с тем не могу не вспомнить прошлогоднюю динамику в процессе урегулирования карабахского конфликта. Особенно сейчас, когда Азербайджан дал согласие по мадридским обновленным принципам, надеемся, что Армения, в свою очередь, тоже даст согласие, этим способствуя уменьшению напряженности.
- Изначально Турция для ратификации протоколов предъявляла одно предусловие – решение нагорно-карабахского конфликта, а теперь появилось второе – решение Конституционного суда Армении. Как вы думаете, если не удастся достичь результатов в решении карабахского конфликта, Турция станет ратифицировать протоколы?
- Армяно-турецкий процесс и процесс урегулирования карабахского конфликта не могут связываться друг с другом и препятствовать один другому. Думаю, Турция может использовать эту риторику, чтобы обеспечить выгодное для Азербайджана решение в этом вопросе. Властям Турции очень трудно добиться вотума доверия в парламенте без существенного прогресса в карабахском вопросе. Я уверена, что Армения и Турция должны продолжать процесс ратификации протоколов, рассчитывая интересы своих народов, и в то же время не теряя удобный для этого час. Ереван должен побыстрей заявить о своем подходе к обновленным мадридским принципам и это будет способствовать тому, чтобы в турецком парламенте протоколы ратифицировались бы в короткие сроки. Я уверена, что пока есть время для использования этого шанса и нет причин искать связи между двумя процессами. А то, что произошло в Конгрессе США (принятие комитетом по международным делам палаты представителей Конгресса США 4 марта резолюции о геноциде армян в Османской империи), поставило Турцию в более сложную ситуацию по вопросу ратификации протоколов в течение ближайших недель.
Международная кризисная группа (МКГ) - неправительственный орган, основанный в 1995 году Мортоном Абрамовичем, бывшим советником госсекретаря США по вопросам разведки и исследований и бывшим послом Вашингтона в Турции. Организация зарегистрирована в США, но штаб-квартира находится в Брюсселе со своими филиалами в Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Средства на поддержание деятельности МКГ выделил известный финансист Джордж Сорос, являющийся одним из членов исполнительного комитета организации.
Перевод: Гамлет Матевосян