Да простит нас читатель, которому, возможно, уже много раз попадались в печати подобные заверения, но, по последним сообщениям, Вашингтон и Москва очередной раз сообщают, что они очень, очень близки к заключению нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (START).
В субботу состоялся телефонный разговор между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, в ходе которого они пришли к соглашению о том, что дадут своим представителям на переговорах в Женеве «новые указания» по заключению проекта договора. Теперь обе стороны согласны сократить объем развернутого стратегического арсенала с числа свыше 2 тысяч боеголовок до примерно от 1500 - 1675 боеголовок. Пусковая платформа (ракеты и бомбардировщики) будет урезана каждой стороной с 1600 до 500 - 1 100.
Эти цифры были согласованы президентами в Москве еще в июле. Однако с тех пор переговоры увязли в сложных технических вопросах телеметрического шифрования. По существу, старый договор касался увеличения взаимного обмена данными во имя обеспечения транспарентности. Но Россия сейчас находится в процессе замены своих старых ракет времен «холодной войны», а США пока сохраняет существующий арсенал, и в связи с этим Москва настаивает, что существующие договоренности несправедливы.
По-видимому, сторонам удалось преодолеть эти разногласия в Нью-Йорке, и достигнуть соглашения об ограниченном обмене данными. Однако в феврале переговоры снова оказались отброшенными назад после заявления Румынии о размещении на её территории новой системы противоракетной обороны SM-3. К тому же еще через неделю и Болгария заявила о своей заинтересованности последовать её примеру.
Неудачный они для этого выбрали момент, если не сказать больше. Отношения между США и Россией подверглись «перезагрузке» в сентябре прошлого месяца, когда Обама принял решение отказаться от схемы противоракетной обороны Буша с размещением вооружений на территории Польши и Чешской Республики. Несмотря на настоятельные утверждения Вашингтона о том, что эти ракеты нацелены исключительно на возможную иранскую угрозу, Россия была склонна видеть в них прямую угрозу с тыла, направленную на ее устрашение. Отказ от схемы Буша стал ключевым моментом в обеспечении успешного продолжения договора о сокращении стратегических ядерных вооружений (START).
Непонятно только, почему министерство обороны США решило, что ракеты в Румынии и Болгарии понравятся россиянам больше, чем в Польше и Чешской Республике, тем более, что более поздняя версия SM-3 (2B планируется развернуть к 2020 году) по своему потенциалу примерно соответствует ракетам системы Буша. Может быть, это как раз тот случай, когда левая рука Вашингтона не знала, что делает правая; как бы то ни было, это еще раз застопорило переговоры по сокращению стратегических ядерных вооружений.
Обама исчерпал свой лимит времени. 5 апреля исполнится ровно год с момента произнесения пражской речи, в которой он пообещал, что Америка будет добиваться мира без ядерных вооружений. Сейчас до годовщины остается три недели, а реальных достижений нет. Нет нового договора об ограничении стратегических вооружений, нет нового «Обзора ядерной политики США». В середине апреля Обама проводит у себя встречу на высшем уровне по ядерной безопасности, а договор о нераспространении ядерного оружия должен рассматриваться в мае. Обама отчаянно нуждается в новом импульсе к ускорению.