В понедельник западные дипломатические представители осудили прозвучавшее в новостях из Грузии сообщение о том, что российские танки вошли в столицу, вызвавшее ожесточенную перепалку, которая обнажила глубокие разногласия вокруг попыток оппозиции наладить отношения с Москвой.
Двадцатиминутное сообщение, транслировавшееся в субботу в самое пиковое телевизионное время на проправительственном канале «Imedi TV», через 18 месяцев после пятидневной войны между бывшими соседскими республиками Советского Союза, вызвало настоящую панику.
За кратковременным шоком последовали обвинения в политических махинациях, стоящих за этой передачей. На канале «Imedi» передачу назвали предупреждением о возможных последствиях контактов между лидерами оппозиции и российским премьер-министром Владимиром Путиным.
Специальный дипломатический представитель ЕС на Южном Кавказе, Питер Семнебай (Peter Semneby), считает, что такие трюки не способствуют стабильности в Грузии и в регионе в целом.
«Это, видимо, может привести к усугублению политических разногласий. И, возможно, именно для этого передача и была задумана», - заявил он агентству Рейтер.
Местные выборы в Грузии будут проходит в мае; их рассматривают как барометр поддержки властей, лояльных президенту Михаилу Саакашвили.
По заявлению оппозиции, за передачей на телеканале «Imedi», которым руководит ближайший сподвижник Саакашвили, стоит правительство.
Представитель президента заявил в понедельник, что это обвинение «абсурдно». Однако государственные манипуляции средствами массовой информации остаются серьезной проблемой в глазах западных сторонников Грузии.
Встречи Путина с идеологическими противниками Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зурабом Ногаидели, оживили споры о намерениях России, о том, будет ли Грузия восстанавливать отношения со своим северным соседом.
«Политический террор»
Рядовые жители Грузии, у многих из которых есть родственники в России, страдают от плохих дипломатических отношений между странами, от того, что воздушное сообщение между ними закрыто, а на торговлю с Россией наложено эмбарго.
Правительство Грузии заявляет, что России нельзя верить. Кремль утверждает, что никак не собирается воздействовать на Саакашвили, чьё нападение на мятежную Южную Осетию в августе 2008 года, после столкновений с сепаратистами, спровоцировало сокрушительный контрудар со стороны России.
В фиктивном сообщении в средствах массовой информации, которое вышло без четкого указания, что не является репортажем о действительных событиях, говорилось, что русские танки наступают на Тбилиси после того, как Бурджанадзе и Ногаидели попросили Москву вмешаться в политические волнения, последовавшие за выборами мэра.
Сеть мобильной связи была перегружена, отмечался всплеск вызовов экстренных служб.
Саакашвили критикует способ подачи информации, но убежден, что ничего нереалистичного в этом сообщении не было.
Однако посол США в Грузии, Джон Басс (Jon Bass) подверг резкой критике эту выходку.
Ситуация между Грузией и Россией «достаточно серьезна и без такого сорта сенсационных псевдоновостей, и я с нетерпением жду, чтобы соответствующие организации расследовали случившееся», - заявил он.
Представитель России в НАТО, Дмитрий Рогозин, полагает, что Саакашвили должен был знать об этом сообщении.
«Это заранее спланированный акт, нацеленный на то, чтобы вызвать новые вооруженные конфликты в кавказском регионе», - говорит он.
«Imedi» был телеканалом, выступавшим на стороне оппозиции, пока в 2007 году его съёмочные павильоны не штурмовала полиция на волне протестных выступлений оппозиции, углубив сомнения в свободе и подозрения в маргинализации средств массовой информации при Саакашвили, пришедшего к власти на волне «розовой революции» 2003 года.
«Это ещё одно проявление политического террора в Грузии, цель которого – расправиться с оппозицией», - заявил Ногаидели.