Сакина разгневана. "Кто такой Карзай, чтобы прощать гибель членов моей семьи? – негодует она. – Это что, его дом разграбили мародеры? Это его сына убили? Кто дал ему право даровать прощение от моего имени? Нет у него такого права". Гнев Сакины вызвала инициатива президента Афганистана Хамида Карзая по достижению примирения с талибами.
В рамках данной инициативы Карзай выступает за закон об амнистии, предоставляющий всем сторонам всеобъемлющий иммунитет от преследования за жестокости, совершенные в Афганистане за последние три десятка лет, включая действия талибских мятежников. Прощать талибов – к этому Сакина на данном этапе совсем не готова. Вдова средних лет из небогатого квартала Дашт-е Барчи к западу от Кабула потеряла в ходе конфликта мужа и племянницу. По ее мнению, администрация Карзая отбирает у нее право на осуществление справедливости.
"Он хочет дать талибам деньги, землю и льготы. А мне, пострадавшей от них, он предлагает вдовью пенсию в 300 афгани [6 долларов] в месяц", – добавляет она.
Согласно принятому в Афганистане законодательному процессу, законопроект должен быть ратифицирован парламентом, подписан президентом и затем опубликован в официальном источнике, после чего он вступает в силу. На самом деле данный процесс порой является гораздо менее прозрачным. В 2007 году парламент принял противоречивый закон об амнистии – пообещав неприкосновенность всем, принимавшим участие в прошлых, настоящих и будущих вооруженных действиях, включая военные преступления и преступления против человечности. Однако эта инициатива вызвала значительное сопротивление со стороны международных союзников Карзая и правозащитных организаций, усмотревших в ней попытку бывших полевых командиров, а ныне депутатов парламента, обеспечить себе неприкосновенность. Таким образом, закон о примирении и всеобщей амнистии тогда не был сразу опубликован.
Однако в январе этого года появилась информация, что закон был негласно напечатан в декабре 2008 года. Теперь, когда предложенная Карзаем стратегия получила поддержку со стороны международного сообщества, правительство явно надеется, что закон об амнистии будет принят без излишнего шума.
Пока отсутствие особой реакции со стороны международного сообщества дает основания полагать, что выбор Карзаем момента оправдал себя. Правда, растущее сопротивление закону внутри страны, возглавляемое правозащитными организациями и организациями гражданского общества, свидетельствует и о том, что инициатива президента по примирению с талибами может вскоре натолкнуться на непреодолимые препятствия.
Оппоненты закона об амнистии утверждают, что он является неконституционным. Согласно документу, подготовленному Независимой комиссией Афганистана по правам человека – органом, учрежденным афганской конституцией – и Международным центром правосудия переходного периода, закон об амнистии идет вразрез с международными обязательствами Кабула о судебном преследовании тяжких преступлений, таких как пытки, изнасилование, военные преступления, преступления против человечества и геноцид. Статься 7 Основного закона Афганистана предписывает стране соблюдать международные соглашения, касающиеся военных преступлений.
По словам активистов, особенно проблематичным является "всеобщий" характер амнистии в отношении преследования, который не делает исключений для таких военных преступлений, как изнасилование, пытки и геноцид, а также предоставляет иммунитет в отношении преступлений, которые могут быть совершены в будущем, и выгоден бывшим боевикам, проголосовавшим за законопроект, став депутатами парламента.
Согласно формулировке закона, он распространяется на "все политические фракции и враждующие стороны, принимавшие участие в тех или иных вооруженных столкновениях до создания временной администрации [в 2001 году]", а также "лиц и группировки, по-прежнему находящиеся в оппозиции Исламской Республике Афганистан, но прекратившие вооруженные действия после вступления в силу данного постановления, которые подключились к процессу национального примирения, соблюдают конституцию и другие законы страны". Не имея временных ограничений, закон предоставляет преступникам творить преступления и беззаконие столько, сколько их душе угодно.
В качестве уступки закон предусматривает для пострадавших от военных преступлений возможность обращаться с жалобой на своих обидчиков в индивидуальном порядке. Однако правозащитные организации указывают на отсутствие безопасности и правопорядка в Афганистане, которые делают практически невозможным для граждан собрать доказательства и добиться возбуждения уголовного дела в отношении влиятельных лиц, участвующих в боевых действиях. "Будет иллюзией думать, что человек сможет в одиночку привлечь к ответственности серьезного военного преступника, – подчеркнул в заявлении от 10 марта директор правозащитной организации Human Rights Watch Брэд Адамс (Brad Adams). – На практике доступ к системе правосудия для граждан крайне ограничен". Государство не должно перекладывать на граждан свои обязанности по расследованию и наказанию виновных в серьезных нарушениях прав человека, добавил он.
Государство должно незамедлительно приостановить действие этого закона, уверены в Координационной группе по вопросам правосудия переходного периода, объединяющей 24 организации гражданского общества Афганистана. Руководство коалиции уверено, что предоставляя столь широкую амнистию, закон вместо содействия продвижению идеи примирения и стабильности "способствует углублению обстановки безнаказанности и препятствует подлинному примирению". Коалиция видит "предпосылки к подлинному примирению и миру в привлечении к ответственности, а не в амнезии в отношении прошлых и нынешних преступлений", – говорится в распространенном 10 марта заявлении группы. – Правительство Афганистана не имеет право отбирать у потерпевших их права".
Закон об амнистии якобы направлен на "укрепление процесса примирения и национальной стабильности". Однако координационная группа по вопросам правосудия переходного периода, правозащитные организации и аналитики усматривают в нем попытку политического маневрирования. "Краткосрочные выгоды в виде достижения примирения с талибами не должны перевешивать права народа Афганистана, – подчеркивалось в заявлении организации "Международная амнистия" в начале февраля. – Данный закон является попросту попыткой не допустить отправления правосудия под фальшивым предлогом обеспечения безопасности".
"Факт существования подобного закона является проверкой принципиальности международных сторонников Афганистана, таких как США, но также и проверкой для самого Карзая, – полагает Брэд Адамс из организации Human Rights Watch. – Встанут ли они на сторону преступных военачальников и мятежников или на сторону афганского народа?".
"Это должно решать не правительство, – сказал EurasiaNet представитель коалиции по вопросам правосудия переходного периода Азарюон Матин (Azaryuon Matin). – Почему они не посоветовались с организациями гражданского общества? Если они поступятся справедливостью, демократией и правами человека, то уже не будет никакой речи ни о верховенстве закона, ни о правах человека, ни о мире".