Влияние интернета на кремлевскую политику продолжает расти. В отличие от осторожного со всемирной паутиной Владимира Путина, Дмитрий Медведев активно борется за компьютерную грамотность чиновников и использование блогов в системе государственного управления. Блогеры почувствовали эту "слабость" президента и нередко привлекают его внимание к тем вопросам, которых зачастую избегают в СМИ.
Впервые Дмитрий Медведев заявил о себе в сети в октябре 2008 года, когда на сайте Кремля появился его видеоблог, предоставлявший пользователям возможность комментировать выложенные им видео. Спустя некоторое время глава государства появился и на Livejournal.com. Блогосфера тогда чуть не рухнула под напором посетителей, число которых достигло 1,15 миллиона человек. Блог Медведева вошел в полсотни лучших и стал одним из наиболее читаемых в стране. В России Живой Журнал это нечто большее чем даже Twitter в США, это одна из тех редких трибун, с которой можно говорить обо всем. В Кремле это знают и ищут способы взять ее под контроль. Если оппозиция начинает какой-либо онлайн проект, правительство отвечает на него двумя. Когда пользователь рассказывает в ЖЖ о растущем недовольстве автомобилистов Владивостока, десять кремлевских блогеров пытаются своими комментариями убедить читателей в том, что все не так уж и плохо. Кроме того, самого читаемого блогера Рустема Адагамова (его ник - Drugoi) регулярно приглашают прис
оединиться к свите президента в его поездках по стране.
Из надежных источников
Сам Медведев посвящает немало времени чтению блогов, из которых узнает о том, что никогда не покажут по телевидению. Не будет также преувеличением сказать, что он использует свой живой журнал как источник информации о том, что на самом деле происходит в стране. Примеры реакции президента на потрясшие российскую блогосферу события широко известны: люди собирают подписи за освобождение Светланы Бахминой – она оказывается на свободе; майор Евсюков открывает огонь в супермаркете – главу ГУВД Москвы освобождают от занимаемой должности; Томский журналист умирает в камере предварительного заключения – глава местной милиции лишается своей должности; умирает в заключении адвокат Сергей Магницкий – увольняют высших руководителей службы исполнения наказаний.
Одним из наиболее показательных случаев стала история с Вечным огнем в Краснодаре. На следующий день после прошлогоднего празднования Победы в Великой Отечественной войне в блоге президента появился комментарий, рассказывающий о том, что памятник реставрировали уже полгода и что ветеранам пришлось возлагать цветы у металлического забора. Несколько дней спустя Медведев выложил в сети направленный им губернатору Ткачеву документ, в низу которого рукой президента было написано: "Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок". С тех пор президентский блог стал всенародной книгой жалоб на федеральных чиновников. Интернет дал простым гражданам возможность быть услышанными, не ввязываясь при этом в неравный бой с местными администрациями.
Чиновники в сети
Однако случаются иногда и более необычные вещи. В сентябре прошлого года Медведеву удалось удивить всех. В конце совещания по экономической модернизации президент протянул главе кремлевского аппарата Сергею Собянину распечатку опубликованного в ЖЖ текста. "Гражданин Максим Калашников предложил проект технологической реформы России", - объяснил глава государства: создание инновационных колхозов, города будущего и Высшего совета по сельскому хозяйству. "Это было повсюду в Яндексе", уточнил Медведев, попросив Собянина внимательно прочитать эти предложения и посмотреть, есть ли в них что-нибудь интересное. На самом деле за псевдонимом "Максим Калашников" скрывается известный блогер Владимир Курченко, прославившийся в первую очередь своим патриотизмом и национал-социалистическими и сталинистскими позициями. Немаловажным президенту Медведеву показалось и то, что блогер критически относится к существующей власти.
Сегодня Медведев стремится к тому, чтобы чиновники также пользовались ЖЖ как источником информации. Во время заседания Госсовета в декабре прошлого года президент даже пригрозил увольнением всем тем, кто не желает выходить в сеть. Свои блоги сейчас есть у Грызлова, Миронова, Зюганова и Жириновского, но особой популярностью они не пользуются: их страницы явно составлены их помощниками, они скучны и тонут в море пресс-релизов.
Vox populi
Последним в череде потрясших сеть событий стала ужасная авария в Москве: Mercedes вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова врезался в небольшой Citroën, обе пассажирки которого погибли. По официальной версии ГИБДД вся ответственность за произошедшее легла на женщин, тогда как Барков был признан невиновным. Тем не менее, свидетели аварии утверждали обратное и просто забросали интернет своими показаниями, что еще больше подлило масла в огонь полемики о безнаказанности богатых и влиятельных и продажности милиции. Расследование было начато три дня спустя после аварии, когда блогосфера уже находилась на грани взрыва. Более того, каков бы ни был исход процесса, народ уже вынес вой вердикт: виноваты чиновники, которые разъезжают в своих огромных машинах и считают себя выше всего, в том числе и правил дорожного движения. Таким образом, власть больше не может не прислушиваться к общественному мнению, и ей приходится принимать интернет всерьез.