На заседании союзного Совмина в Бресте 16 марта Беларусь и Россия приняли прогнозный баланс топливно-энергетических ресурсов на 2010 год, но так и не договорились об отмене пошлины на нефть. Россия готова отказаться от взимания всех пошлин в рамках Таможенного союза лишь с 1 января 2012 года — с предполагаемой даты начала работы единого экономического пространства «тройки». Беларусь настаивает на отмене пошлин на нефть с 1 июля 2010 года, когда заработает единое таможенное пространство.
«Мы должны до 1 июля принять меры, чтобы с созданием единого таможенного пространства уйти от взимания пошлин», — заявил журналистам по окончании заседания союзного Совмина глава белорусского правительства Сергей Сидорский.
Под предполагаемыми мерами премьер-министр, по всей видимости, имел в виду ряд предложений относительно давальческих и толлинговых схем работы российских компаний на нашем рынке, который белорусская сторона внесла на рассмотрение союзного Совмина.
По соглашению о поставках российской нефти, которое было подписано 27 января в Москве, Беларусь получила возможность реэкспорта нефти в Россию. В этом случае Россия готова увеличить объем беспошлинно экспортируемой в Беларусь нефти свыше оговоренных 6,3 млн. тонн.
«Российские компании имеют право, если пожелают, работать в так называемом режиме переработки нефти вне таможенной территории. Они ввозят нефть, на границе вносят залог российской таможне, перерабатывают нефть, вывозят обратно в Россию и продают либо на российском рынке, либо могут вывезти за пределы Российской Федерации и продавать в третьи страны. По сути дела, эти объемы импортируемой давальцами нефти не будут облагаться таможенной пошлиной», — заявил по итогам январских переговоров первый вице-премьер Владимир Семашко.
С 27 января Россия поставила в Беларусь беспошлинно 1,9 млн. тонн нефти. Но вариант использования давальцев сторонами пока не отработан. Более того, в начале марта Государственный таможенный комитет Беларуси заявил о невыполнении российской стороной обязательств по поставкам беспошлинной нефти и нефтепродуктов по давальческим схемам.
На заседании союзного Совмина по инициативе белорусской стороны этот вопрос был снова озвучен. До 1 июля текущего года сторонам предстоит принять меры по развитию этого направления. «Мы внесли конкретные конструктивные предложения, и есть все основания, чтобы опробовать эти предложения на практике», — заявил Сидорский.
Вице-премьер правительства Андрей Кобяков в интервью журналистам отметил, что «схема (покупки нефти давальцами для последующего реэкспорта. — БН) включает в себя в том числе и объемы поставок нефти. Но пока речь идет о принципиальном решении — отработать данную схему».
На апробирование схемы у сторон осталось три с половиной месяца. Белорусская сторона рассчитывает, что ее предложения принесут ожидаемые дивиденды. Хотя еще раньше российские эксперты высказывали сомнения по поводу экономической целесообразности реэкспорта нефтепродуктов на российский рынок.
В частности, аналитик российской компании ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что «у внутреннего российского рынка нет потребностей в дополнительных поставках нефтепродуктов. Рынок достаточно насыщен, так как наши предприятия полностью его обеспечивают».
Для российских давальцев, на взгляд эксперта, все будет зависеть от экономики поставок: «Если им будет выгодно поставлять нефть с учетом нулевой пошлины, будет приемлемый спрос и цена, то почему бы нет. Хотя я не уверен, что давальцы заинтересуются такой возможностью».
Белорусская сторона считает иначе, и, не исключено, разработала выгодную схему для реэкспорта нефтепродуктов. Продолжать настаивать на отмене таможенной пошлины, опираясь лишь на положения Таможенного союза — занятие бесперспективное и в некоторой степени рискованное.
Премьер-министр России Владимир Путин по итогам союзного Совмина в очередной раз напомнил, за счет каких ресурсов поддерживается белорусская экономика. «В первом квартале нынешнего года цена на газ для Беларуси составляет 169 долларов за тысячу кубометров. К примеру, Украина, получает газ по 304 доллара. А если сравнить со среднеевропейской ценой, то выигрыш Беларуси составляет 2 млрд. 600 млн. долларов. Плюс Россия поставляет в Беларусь 6,3 млн. тонн нефти беспошлинно. Это еще 1 млрд. 600 млн. долларов».
Глава российского правительства заявил, что эти вложения оправданы, поскольку идет развитие интеграционных процессов. При этом Путин констатировал, что на пути интеграции Беларусь и Россия много добились. В частности, удачно сработал совместный антикризисный план, позволивший в январе-феврале этого года увеличить совместный товарооборот на 17%.
Кроме того, на белорусской экономике положительно сказывается строительство Таможенного союза. За два месяца этого года белорусский экспорт в Россию вырос на 40%. «Экспорт растет в опережающем порядке. Это говорит о том, что участники рынка вовремя приспосабливаются к изменениям, связанным со строительством Таможенного союза, и получают результат», — подчеркнул Путин.
Экономист Леонид Злотников считает, что Беларуси не стоит нагнетать обстановку вокруг пошлин на нефть. «Наш основной рынок сбыта для перерабатывающей промышленности — это Россия. И если Беларусь выйдет из Таможенного союза или заявит о своем выходе, последствия могут быть неоднозначными. Россия может ввести таможенные пошлины на белорусские товары и обложить пошлинами поставляемый в Беларусь газ, о чем уже идут разговоры. Беларуси некуда деваться».
Что касается введения пошлин на газ (на уровне 30% по информации российских СМИ), то, как заявил по итогам союзного Совмина Андрей Кобяков, этот вопрос не обсуждался и в данный момент не стоит. По поводу пошлин на нефть вице-премьер однозначно заявил, что «мы должны договориться. Сослагательное наклонение здесь не уместно».
Впрочем, и с поставками газа в рамках Таможенного союза для Беларуси также не все гладко. Белорусская сторона уже направила в таможенную комиссию Таможенного союза претензию по поводу монопольного положения ОАО «Газпром».
Этот вопрос, как заявил А.Кобяков, обсуждается и продвигается. Вице-премьер напомнил, что у России и Беларуси есть взаимные претензии относительно существования спецэкспортеров и специмпортеров. «В России есть спецэкспортер «Газпром», который занимает высокий удельный вес в товарообороте между нашими странами. На этом фоне наши специмпортеры — небольшие игроки».
Беларусь, по словам Кобякова, заинтересована в наличии нескольких поставщиков газа. «Было время, когда «Газпрома» был не единственным поставщиком газа. Были еще другие компании, которые поставляли газ на устраивающих Беларусь условиях», — подчеркнул вице-премьер.
Вопрос о монополии «Газпрома» Беларусь планирует поднимать и в дальнейшем — как в рамках Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза «тройки».