Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Всего две недели назад был опубликован социологический опрос института Гэллопа об отношении к Израилю среди граждан США. Результаты этого опроса обрадовали многих из нас.
Никогда в прошлом, если верить опросу, исключая лишь тот период, когда израильское руководство воздерживалось от реакции на ракетный обстрел со стороны Ирака, отношение к еврейскому государству со стороны американцев не было столь положительным. Поддержка растет с каждым годом. Так что президент Обама и два его еврейских помощника, Дэвид Аксельрод и Рам Эмануэль, могут только мечтать о давлении на Израиль.
Их попытки и усилия такого рода нейтрализуются сврехположительным отношением к Израилю со стороны американского общественного мнения. И мы еще не говорили о Конгрессе, о двух его палатах. Там израильское влияние особенно прочно. Прочно, как израильские форпосты на территориях. Уж в конгрессе-то обязательно вступятся за нас. Мы будем делать то, что нам заблагорассудится. Создадим новые поселения и форпосты. Ведь мы под защитой американского общественного мнения.
Прошло всего две недели, и наше положение выглядит хуже некуда. Фактически мы являемся свидетелями ползучего ухудшения статуса Израиля среди американских элит.
В университетских кампусах это явление стало обыденным. И не только среди студентов. Одна из самых враждебных по отношению к Израилю организаций - институт MESA, объединяющий факультеты по изучению Ближнего Востока. Один из самых близких друзей Обамы по веселых чикагским денькам – профессор Рашид Халиди, который является одним из наиболее заметных проповедников палестинского национального нарратива в США, возглавляющий сегодня кафедру имени Эдварда Саида в Колумбийском университете.
Количество антиизраильских публикаций в последнее время – беспрецедентно. Наиболее известной является книга профессоров Уоллта и Миршхаймера, которая не случайно была принята с восторгом такими антисемитами, как Дэйвид Дюк, в прошлом член Куклус клана.
Верно, неприкрытая враждебность к Израилю сосредоточена пока лишь в кругах интеллектуальной элиты. Она проникла также и в высшее руководство Демократической партии. Определенные аспекты идеологической дискуссии среди демократов заражены антисионистской риторикой. Так что мы можем по-прежнему обманывать себя, что это происходит в определенных кругах. Однако это может оказаться нашей стратегической ошибкой.
Если генерал Петрос, который отнюдь не принадлежит к враждебной академической элите, позволяет себе заявления об отрицательном влиянии израильской политики на действия американских солдат в Ираке и Афганистане, будет недостаточно отмахнуться от этого и заявить, что он-де сошел с ума. Ведь боевики Талибана и Аль-Каиды с трудом могут найти Израиль на карте, они не знают, кто такой Эли Ишай, Израиль для них - некий дьявол, который следует уничтожить – вне всякой связи с решением региональной комиссии по планированию, утвердившей строительство жилья в Иерусалиме.
Все дело в том, что Петрос представляет определенный идеологический подход, гласящий, что существует связь между Израилем и всем, что происходит на Ближнем Востоке, в Азии и во всем мире. Кто знает, может быть Израиль несет ответственность за геноцид в Судане, резню христиан в Нигерии, усиление Аль-Каиды в Йемене. Концепции Уоллта и Миршхаймера, людей организации MESA не являются одним лишь достоянием академической науки. Они проникают на самые высокие этажи власти.
Так что нет никакого противоречия между опросом общественного мнения в США и антиизраильскими настроениями в академических кругах и в администрации США. Ведь и в самом Израиле существует колоссальный разрыв между широкой общественностью и частью местной элиты. Проблема в том, что время работает не в нашу пользу.
Существуют процессы, которые вызревают медленно. Даже если республиканцы усилятся, это не изменит отношения к ситуации в нашем регионе среди представителей американской элиты. Постепенно это будет оказывать влияние на власть и на общественное мнение в стране.
Только не говорите, что это антисемитизм. Сказать так – проще всего. Это освобождает от ответственности. Не то чтобы не было антисемитизма. Конечно же, он есть, включая еврейский антисемитизм-самоненависть. Но дело заключается в том, что мы сами серьезным образом оказываем влияние на происходящее.
Даже самые преданные наши друзья иногда не в состоянии нас понять. Оставим в покое тех, кто ставит под сомнение право на существование еврейского государства. Они для нас потеряны. В их случае речь идет о навязчивой идее. Но есть многие другие. Они за нас. Но и они не в состоянии понять, почему Израиль настаивает на еврейском строительстве посреди густонаселенного арабского квартала? Почему Израиль отказывается демонтировать одиночные форпосты на территориях, которые он обязался ликвидировать. Создается впечатление, что речь идет намеренном обмане со стороны Израиля.