Индия следует примеру Бразилии, выливая ушаты холодной воды на американские планы по ужесточению санкций против Ирана. Выступая вчера в Вашингтоне, министр иностранных дел Индии Нирупама Рао (Nirupama Rao) заявила вполне определенно: "Мы по-прежнему придерживаемся мнения о том, что санкции против иранского народа, которые создадут трудности для обычных мужчин, женщин и детей, не способствуют разрешению этой проблемы". Затем она объяснила, почему Нью-Дели воспринимает Иран иначе, чем Вашингтон: "Мы не хотим усиления нестабильности в этом регионе. Иран это часть нашего региона. Иран, например, может сыграть очень важную роль в Афганистане, и мы, конечно же, поддерживаем крепкие двусторонние связи с Ираном". Власти Индии утверждают, что индийские компании не поставляют Тегерану нефтепродукты (это предмет предлагаемых США в одностороннем порядке новых санкций, которые рассматривает в настоящее время Конгресс). Но как заявил членам нижней палаты парламента Индии младший министр нефти и природного газа Джатин Прасада (Jatin Prasada), его правительство "сообщило американскому руководству, что санкции против Ирана оказались контрпродуктивными, и что все разногласия с Ираном следует урегулировать мирно, путем диалога и переговоров".
У индийского внешнеполитического ведомства во взглядах на Иран иные расчеты. Вашингтон по-прежнему смотрит на Тегеран в основном сквозь призму его действий к западу от Персидского залива. Он считает Иран угрозой для безопасности стран залива, сторонником антиамериканских движений в Ираке и Ливане, а также помехой в процессе арабо-израильского мирного урегулирования. Нью-Дели рассматривает Иран в качестве важнейшего регионального партнера, все больше беспокоясь о будущем Афганистана. Индия также считает Тегеран важным компонентом для сохранения своего влияния в Центральной Азии. Бывший министр иностранных дел Индии Лилит Мансингх (Lilit Mansingh) был на этой неделе весьма резок в своих оценках: "Если Индия не подготовится к тому моменту, когда американцы уйдут [из Афганистана], то мы окажемся не в состоянии противостоять политическому кризису, который спровоцирует этот уход". Вот предлагаемое им решение: восстановить индийско-российско-иранскую "ось", которая в 90-е годы поддерживала афганский "Северный альянс", чтобы предотвратить возрождение талибов. Если такое решение будет принято, то Индия вряд ли в ближайшее время будет оказывать на Тегеран сильное давление.
Некоторые американцы считают, что перспектива заключения выгодных коммерческих и технических соглашений с США заставит Индию свернуть на американский путь. Однако российский премьер-министр Владимир Путин своим визитом в Индию на прошлой неделе несколько ослабил эти надежды, заключив целую серию новых российско-индийских контрактов. Хочет ли Индия более активного привлечения к сотрудничеству американских фирм? Безусловно. Но в настоящее время, как отметил вчера Мартин Уокер (Martin Walker) из Guardian, "американские надежды на получение большой части этих контрактов натолкнулись на препятствия из-за невнятного договора о переработке ядерного топлива. … Два перспективных соглашения в области американо-индийского военного сотрудничества забуксовали; то же самое можно сказать о других проектах в сфере высоких технологий, а также о сотрудничестве в области космических исследований".
У администрации Обамы осталось всего несколько недель до приезда индийского премьера Манмохана Сингха в Вашингтон. Соединенные Штаты должны открыто и четко заявить о том, что они готовы предложить для обеспечения стратегического партнерства с Индией. Они должны также четко обозначить красные линии запретов. Индийская пресса широко комментирует реакцию на заявления спецпредставителя Ричарда Холбрука о том, что террористы в Кабуле не выступают против Нью-Дели. Получили эти заявления дальнейшие разъяснения или нет – они были истолкованы как свидетельство того, что американские власти не понимают политику Индии. После встречи с Обамой Сингх проведет переговоры со своими коллегами по организации BRIC (а также с Южной Африкой в рамках форума IBSA (Индия, Бразилия, ЮАР)). И если группа BRIC выработает общую позицию по Ирану, противоречащую американской, то я считаю, что сегодняшние усилия по введению новых, более жестких санкций потерпят неудачу. Сингх в США должен получить четкие и конкретные сигналы - потому что следующей его остановкой после Вашингтона будет Бразилия.
Николас Гвоздев - старший редактор The National Interest, профессор в области национальной безопасности Военно-морского колледжа США (The U.S. Naval War College). Изложенные в статье взгляды представляют собой его личную точку зрения