С тех пор как 16 марта в Риге начали проходить марши ветеранов латвийских частей СС, я участвовал в попытках убедить местные власти их запретить. Несколько раз нам это удавалось, но обычно марши все-таки проходили к ужасу русского населения Латвии и всех тех, кому претит оказание почестей людям, сражавшимся на стороне нацистов и боровшимся за победу Третьего Рейха.
В этот вторник я впервые видел такой марш своими глазами и смог присоединиться к мирной акции протеста, организованной местными антифашистами. Вид более 1000 человек, несмотря на холодную погоду, собравшихся воздать почести бойцам Ваффен-СС (в рядах которых числились некоторые из самых кровавых убийц евреев времен Холокоста), вызывал шок и уныние.
Однако каким бы эмоционально тяжелым ни было это зрелище для меня лично, наиболее неприятным и тревожащим в нем было то, что символы возрожденной независимости Латвии использовались, чтобы воздавать хвалу деятельности членов Латышского легиона. Это подтверждало миф о том, что они были борцами за свободу и независимость Латвии, а не солдатами на службе нацистской Германии – режима, несущего прямую ответственность за массовые убийства десятков миллионов мирных жителей. Среди прочего два ряда юных латышских националистов, размахивая флагами демократической Латвии, полноправного члена Европейского Союза и НАТО, стояли, как почетный караул, у памятника Свободы, пока процессия ветерана возлагала к его подножью цветы и венки.
То, что церемония прошла у памятника Свободы – вероятно, самого почитаемого символа независимости Латвии и противостояния советской оккупации, – и то, что в ней использовались флаги современной Латвии, придавало происходящему видимость официального признания, которого в действительности не было (ни один представитель правительства на церемонию не пришел). Хуже того, создавалось впечатление, что новая Латвия чтит память Латышского легиона, несмотря на то, что в его рядах состояли, в том числе, массовые убийцы и самые ярые в Латвии сторонники нацистской Германии.
Стоя в рядах демонстрантов, протестовавших против марша, и слушая ругань, которой обменивались стороны, я злился и недоумевал. Знали ли участники марша о том, что ничто не говорит о наличии у нацистов каких-либо планов дать Латвии независимость? Знали ли они об ужасных преступлениях, которые совершали самопровозглашенные патриоты Латвии, записывавшиеся на службу в Латышский легион Ваффен-СС? Судя по всему, им все это было не важно, в первую очередь ими двигала ненависть к Советскому Союзу.
На самом деле, церемония, прошедшая во вторник, была лишь верхушкой грозного айсберга. Сейчас делаются попытки переписать историю и создать ложную симметрию или равенство между преступлениями коммунистов и нацистов. И хотя марш не был организован правительством, очевидно, что эта идея встречает поддержку в руководстве Латвии. Так, например, вчера министр иностранных дел Латвии Марис Риекстинс сделал официальное заявление, в котором осудил мою критику марша и попытался уравнять страдания всех жертв Второй мировой войны, как будто бы не было никакой разницы между поддержкой нацизма и борьбой с ним.
Европейский Союз и особенно Британия (с учетом союза консерваторов и сторонников марша из объединения «Отечеству и свободе») должны, наконец, осознать насколько опасно движение за ревизию Холокоста и Второй мировой войны и принять необходимые меры по борьбе с ним, пока оно не одержало над нами победу.