В четверг президент Дмитрий Медведев объявил, что Россия собирается построить под Москвой новый центр развития высоких технологий, чтобы подстегнуть модернизацию экономики и уменьшить ее зависимость от нефти и газа.
Центр будет работать над пятью приоритетными направлениями - энергетикой, информационными технологиями, телекоммуникацией, биомедицинскими технологиями и ядерными технологиями. Построен он будет недалеко от «Сколково» - новой подмосковной частной бизнес-школы.
«Будем строить этот центр в том месте, где у нас есть неплохой задел для того, чтобы это сделать быстро. Скорость имеет особое значение», - заявил Медведев.
Официальные лица впервые заговорили о проекте в прошлом месяце. Нацелен он на то, чтобы помочь крупным компаниям разрабатывать определенные инновационные продукты, предоставив им государственную поддержку. Наиболее многообещающие из инноваций будут затем воплощаться в жизнь в новой «Силиконовой долине».
Критики пренебрежительно реагируют на попытки Медведева создать в России «экономику знаний», утверждая, что распространенная в стране коррупция, плохие условия жизни и отсутствие гарантий со стороны закона делают ее неподходящим местом для того, чтобы соперничать с калифорнийским научно-технологическим центром.
«Главное в кремлевском проекте Иннограда не то, чего он достигнет с точки зрения инноваций, а то, как он наполнит карманы коррумпированных российских чиновников», - заявил в своем комментарии газете The Moscow Times оппозиционный политик Владимир Рыжков.
«Жадные бюрократы уже пускают слюну, предвкушая сотни разрешений на строительство, которые потребуются, чтобы создать с нуля Силиконовую долину».
Десятки тысяч ученых, инженеров и интеллектуалов покинули Россию во времена экономического хаоса девяностых годов, и, хотя темпы утечки мозгов с тех пор замедлились, исследовательская база в стране сильно оскудела.
В прошлом году российская экономика сократилась на 7,9 процентов из-за мирового экономического кризиса, который ударил по ключевым пунктам российского экспорта - таким как нефть, газ и металлы, - положив конец продолжавшемуся десять лет буму.
Глубина рецессии, оказавшейся намного сильнее, чем на прочих крупных развивающихся рынках, шокировала российскую элиту и заставила ее задуматься об избавлении от сырьевой зависимости.
Медведев неоднократно призывал к диверсификации экономики, предсказывая, что крупнейший в мире экспортер энергоносителей будет оставаться крайне уязвимым, пока не перестанет зависеть от продаж нефти и газа.
Однако, по мнению его критиков, чтобы попытки диверсификации имели хоть какие-нибудь шансы на успех, модернизационная риторика Кремля должна подкрепляться делами и сопровождаться мерами по улучшению инвестиционного климата.