Когда-то было сказано: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Потом коммунизм материализовался в виде земной власти, а через несколько лет вошел в теоретические книги. И вот снова в России, накануне 65-летия со дня победы над фашизмом (9 мая), новый призрак бродит от берегов Балтики до берегов Тихого океана. Это призрак Иосифа Виссарионовича Сталина, генералиссимуса великой войны, которого собираются вернуть на улицы и площади России (разоблачения времен Хрущева при этом умалчиваются). У типографов и декораторов много работы.
Готовятся гигантские траспаранты, которые изображают Сталина в традиционной военной форме, воспроизводятся плакаты с его изображением. Надо всем будет господствовать гигантское панно (также из прошедших времен) со Сталиным, который возвышается над рядами солдат Красной Армии, идущими в атаку с надписью: «Вперед, против фашистских оккупантов, за освобождение нашей Родины!»
Печатается огромное количество открыток, посвященных Сталину, брошюры и книги в его честь. Снова появятся значки с его изображением. На улицах будут продаваться гипсовые и бронзовые бюсты Сталина, различные репродукции и реликвии. Автор, пишущий сейчас эти строки из русской столицы, хорошо помнит те времена, когда в Советском Союзе был популярен «народный сталинизм». Это были первые годы эпохи Брежнева, когда водители такси и грузовиков крепили на ветровое стекло портреты Сталина, как символ героического прошлого, характеризуемого верой в провозглашенные идеалы.
Сегодня против этой волны возрождения культа Сталина протестуют либерал-демократы и члены организации «Мемориал», обвиняя мэра Москвы Лужкова в потакании сталинистам. А он защищается в прямом эфире по телевидению, утверждая, что Советский Союз во главе со Сталиным выиграл войну, что при нем Советская Россия превратилась в мировую военную и промышленную державу, вместе с Соединенными Штатами определившую мировой послевоенный порядок. Тот факт, что он идет против течения, как следствие, вынуждает мэра, сторонника свободной торговли, решительно вмешаться против правых политических сил и центра, которые стремятся отделить победу от фигуры Сталина и коммунистической системы.
По мнению Бориса Грызлова, который возглавляет партию большинства Единая Россия, поддерживающую Путина и Медведева, «войну выиграл народ, а не Сталин (…), и никакой плакат не сможет оправдать сомнительную роль Сталина в жизни нашей страны». Чтобы подлить масла в огонь, лидер национал-либеральной партии Владимир Жириновский заявил: «Именно по вине Сталина мы отступали в первые месяцы войны, и войну выиграли вовсе не благодаря ему. Сталин уничтожил военную верхушку, а нацистов победили новые командиры, возмужавшие в траншеях, вместе с русскими солдатами, и Сталин не имеет к этому никакого отношения».
В таком контексте развивается дальнейшая полемика. Дискуссия не имеет ничего общего с идеологической доктриной, как это было во времена разоблачения культа личности Сталина Хрущевым на двадцатом съезде КПСС. Следовательно, можно сказать, что сегодня она является в постсоветской России частью попытки осознать свою историю. Идет борьба против тех, кто хочет примирить имперское прошлое царских времен с советским прошлым и настоящим устройством страны, которая хотя, и лишена большой части своих бывших территорий, все же продолжает ощущать себя мировой державой.
Однако ясно, что в гражданском обществе нет никакого желания давать переоценку сталинским временам. На самом деле идет борьба против «реабилитации», ведущейся организациями различного толка, от сталинистов до крайне правых ультранационалистов, выступающих под лозунгом «вечная и неделимая Россия». Многие считают, что речь идет о классической националистической концепции, в которой такие драматические события, как большевистская революция и распад Советского Союза, сводятся к простой «исторической случайности».
Поддерживают «реабилитацию» Сталина в первую очередь ветераны великой войны и коммунистические организации. В частности, выделяются коммунисты Зюганова, вдохновленные недавним наступлением во время выборов, которые ощущают себя верными стражами истории и Победы. Они поддерживают выбор муниципалитета Москвы, заявляя, что будто бы «все командующие фронтов признавали военный талант Сталина и не представляли себе победу без него».
Как видите, интерпретация событий самая разная, как в плане историографическом, так и в политическом, конфликтующая в ее различных версиях, и нестабильная.
Различные философские школы перебирают в памяти свой вклад и основные положения: от сторонников преемственности до сторонников реванша; от тех, кто защищает тоталитаризм, до теоретиков модернизации; от термидорианской интерпретации до восточного деспотизма; от классических исследований до широкого спектра «ревизионистов», которые обогатили и расширили в последние двадцать лет историографию СССР. Для многих, желающих сегодня воскрешения сталинизма, и для тех, кто этого боится, празднование дня Победы станет большим испытанием.
Но оно будет всего лишь проверкой, не более того, потому что постсоветская Россия, хотя и раздираемая противоречиями, уже доказала, что она сделала шаг вперед в социальном строительстве, отказавшись, пусть и под политическим руководством, от понимания, что «партия» должна руководить обществом по неизбежному, предопределенному свыше политико-идеологическому приказу.
Во всех этих событиях по пересмотру истории, характеризуемых возрождением народной памяти со всеми ее противоречиями, предшествующих празднованию дня Победы, есть и итальянский раздел. Было объявлено, что группы из Рима и Милана устроят демонстрацию под российскими красными знаменами. Из Болоньи поступило известие, что группа «сталинистов» будет участвовать в демонстрации в Москве и привезет с собой манифест, который Болонская федерация Итальянской Коммунистической партии опубликовала в день смерти Сталина, вспоминая о нем, как о «великом друге итальянского народа». Пришли совсем другие времена для всех, а история не может стереть былых противоречий.