Длившийся 22 часа визит в Индию российского премьер-министра Владимира Путина, похоже, помог возродить прежнюю любовь времен "холодной войны" во взаимоотношениях Москвы и Нью-Дели, напомнив Соединенным Штатам и Китаю, что они не единственные танцоры на этом балу.
Молниеносный визит Путина в Нью-Дели, во время которого было подписано не менее десятка соглашений примерно на 10 миллиардов долларов, был ответным, и состоялся он после декабрьской поездки в Москву индийского премьер-министра Манмохана Сингха.
Как явствует из заголовков прессы, эта встреча вновь подтвердила, что Россия играет важную роль основного поставщика вооружений, а также напомнила Китаю (хотя Пекин не нуждается в напоминаниях), что в гонке за стратегическое господство в Азии участвует не одна лошадь.
Индия купит у России 40 истребителей Су-30МКИ для своих ВВС и 29 машин МиГ-29К для военно-морских сил.
Сингх и Путин также разобрались с доставившим массу хлопот контрактом 2004 года о поставке в Индию переоборудованного российского авианосца "Адмирал Горшков". В этом вопросе между Нью-Дели и Москвой существовали разногласия, потому что цена за переоборудование корабля подскочила с первоначального 1 миллиарда долларов до 2 с лишним миллиардов. Но Индии нужен этот авианосец, который получит новое имя "Викрамадитья", и нужен как можно скорее. Ей важно получить корабль до того, как свой первый авианосец спустит на воду Китай. Поэтому Нью-Дели согласился заплатить Москве те 2,34 миллиарда долларов, которые он, согласно российским заявлениям, ей должен.
Сингх и Путин договорились о совместной разработке нового истребителя-"невидимки" пятого поколения, а также о совместном производстве модернизированной версии российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, которую будут использовать индийские военные.
Одновременно администрация Барака Обамы в Вашингтоне получила четкий и целенаправленный сигнал: Нью-Дели не уверен в устойчивости и долговременном характере перспективного развития индийско-американских отношений, начало которым положил Джордж Буш.
Знаковое соглашение между Сингхом и Бушем в 2008 году привело к международному признанию гражданской ядерной энергетики Индии и включению ее в международный процесс. Появились подтверждаемые четкими заявлениями надежды на то, что американские компании из сферы ядерной энергетики станут ведущими поставщиками новых технологий в Индию и будут строить там столь необходимые этой испытывающей энергетический голод стране атомные электростанции.
Но у администрации Обамы оказались связаны руки, и произошло это из-за того, что президент, придя к власти, провозгласил в качестве важнейшей цели создание нового международного режима ядерного нераспространения.
Вашингтон не хочет давать разрешение на поставку в Индию ядерных технологий двойного назначения, которые можно использовать в гражданской и военной областях.
Путин и Москва такой скованности не испытывают. Во время визита Путина были подписаны соглашения, предусматривающие строительство Россией в Индии (где Москва уже сооружает 4 АЭС) в целом 16 таких электростанций. Завершение строительства намечено на 2017 год.
Россия также предложила Индии принять участие в освоении Эльконского месторождения урана в российской республике Саха, которое будет обеспечивать индийские реакторы топливом.
Правительство Сингха в определенной мере разочаровалось в администрации Обамы из-за действий Вашингтона по решению сложных вопросов, связанных с войной в Афганистане и убежещами террористов в Пакистане.
Правительство Обамы намерено в комплексе решать проблемы афганской войны и баз боевиков Талибана, на основании политики "АфПак". Но Индия обескуражена тем, что Вашингтон, по ее мнению, не дает ей в полной мере играть свою роль в урегулировании сложных проблем региона, очевидно опасаясь вызвать подозрения у Пакистана.
После обретения независимости от Великобритании в 1947 году Индия и Пакистан воевали трижды. Вашингтон считает, что правительство в Исламабаде не хочет в полной мере использовать всю свою военную мощь против талибов, так как опасается перебрасывать войска с границы с Индией.
Нью-Дели также ощущает, что Вашингтон делает явно недостаточно и не заставляет Пакистан принимать жесткие меры по подавлению базирующихся на его территории антииндийских террористических группировок, подобных тем, что в ноябре 2008 года организовали нападение на коммерческую столицу Индии Мумбаи.
Однако, несмотря на внешнюю близость и безмятежность, в возрождаемых взаимоотношениях между Москвой и Нью-Дели есть свои затруднения и неурядицы.
Позиция Индии как самого крупного покупателя российского оружия резко контрастирует с торговлей в гражданской сфере, где объем товарооборота после долгих лет постоянного спада составляет ничтожные 8 миллиардов долларов.
По словам Путина, он обеспечит Индии более широкий доступ для инвестирования средств в высокотехнологичные российские отрасли, где Россия нуждается в помощи. Индия убедительно продемонстрировала свои передовые возможности в таких областях, как финансы и информационные технологии, и взамен хотела бы получить более широкий доступ к российской нефти и природному газу.
Еще одна область, где между Нью-Дели и Москвой существуют трения. Это попытки Индии усилить свое влияние и даже установить военное присутствие в Центральной Азии. Россия по-прежнему считает среднеазиатские "станы" (Таджикистан, Кыргызстан и так далее), которые ранее входили в состав советской империи, сферой своего влияния.
Индия не только вкладывает большие деньги в Афганистан, обхаживая его президента Хамида Карзая, чтобы ограничить пакистанское влияние на Кабул, но и создает военную базу в аэропорту "Айни", что неподалеку от столицы Таджикистана Душанбе.
Смысл это экспедиционной базы не только в том, чтобы укрепить влияние Нью-Дели на Кабул своим военным присутствием на северных путях снабжения Афганистана, но и в выходе Индии в случае необходимости к западной части Китая и к китайским линиям снабжения его союзника Пакистана.
Но Москва не очень-то довольна тем, что Нью-Дели разыгрывает свою "Большую игру" в тылу у России. Москва убедила правительство Эмомали Рахмона в том, что оперативное управление авиабазой "Айни" должно строиться на основе ротации, и что управлять ею Россия должна по очереди с Индией.