Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон сообщили, что новый договор о контроле над ядерными вооружениями находится на «финишной прямой». На «финишной прямой» договор был и в декабре.
Многие поляки и некоторые чехи восприняли это как оскорбление, когда в прошлом году президент Барак Обама заявил, что планы по строительству элементов ПРО в Центральной Европе закрыты. Москва, которая громко выражала свое недовольство по поводу щита, Обаму похвалила. Вскоре после этого президенты Обама и Медведев договорились, что подпишут новый договор о сокращении ядерных вооружений. До конца года.
На дворе март следующего года, документ не подписан. А слова глав дипломатии Хиллари Клинтон и Сергея Лаврова о том, что переговоры «вышли на завершающую часть финишного отрезка», журналисты в разных вариантах с декабря слышали уже не один раз.
Главная проблема, которая мешает завершить переговоры, - это, «как ни странно», противоракетная оборона. «В остальных вопросах обе стороны близки к компромиссу. Но российские переговорщики продолжают испытывать сильное давление со стороны представителей отечественных политических и военных кругов, требующих увязать меры по сокращению наступательных ракетных вооружений и ПРО», - сказал радиостанции «Радио Свобода» Трэвис Шарп (Travis Sharp), сотрудник Центра новой американской безопасности в Вашингтоне. «Я не исключаю, что в окончательном варианте договора будет ссылка на взаимосвязь между противоракетной обороной и ядерными вооружениями, - говорит Шарп, добавляя: - Но при этом в нем не будет ограничений в отношении американских планов создания систем противоракетной обороны». Только это как раз то, чего русские не хотят и без чего отказываются подписывать договор.
«Вы можете не волноваться, увязка с ПРО будет, она будет юридически закреплена, поэтому проблем не возникнет», - Лавров успокаивал спикера Госдумы Бориса Грызлова, который заявил, что без такой взаимосвязи дума договор не ратифицирует. «Независимая газета» в связи с этим пишет, что в Москве знают, что новая противоракетная система, входящая в планы Обамы, России не угрожает. «Те, кто сегодня ставят перед США это условие, боятся, что после ратификации договора Вашингтон может вернуться к первоначальным планам по строительству базы в Польше (и радара в Чехии – прим. ред.)», - пишет газета.
Обаме снова стоит опасаться того, что если он уступит русским слишком сильно, запросто может произойти так, что договор, наоборот, не ратифицируют в Вашингтоне, где документ могут заблокировать сенаторы-республиканцы.
Главная причина, почему договор не готов через три месяца после истечения сроков и за три недели до организованного Обамой всемирного саммита по вопросам ядерного разоружения, как пишет The Washington Post, заключается в другом. «Разговоры о новом договоре по вопросам ядерного разоружения показывают, что обе стороны все еще не доверяют друг другу», - пишет издание. Приветливая Америка, такая же Россия. Вашингтон и госсекретарь явно не скупятся на знаки внимания. Некоторое время назад Клинтон даже заметила, что она могла бы представить Россию в качестве страны-члена НАТО. Правда, госсекретарь сразу же добавила, что не уверенна, могут ли такое представить сами русские.
Однако результаты этой «дружеской политики» пока неважные. Кроме разрешения на перелеты с боеприпасами в Афганистан через российское воздушное пространство - практически ничего. Россия отказывается поддерживать дальнейшие жесткие санкции по отношению к Ирану, нападает на Грузию, громко протестует из-за участия Румынии и Болгарии в организации нового противоракетного щита.
Договор о сокращении наступательных вооружений необходим для того, чтобы у Обамы и Клинтон появилось в руках хотя бы что-то, и они могли бы сказать, что дружеская политика по отношению к России дает хоть какие-то результаты.