Игорь Шувалов – первый заместитель премьер-министра России Владимира Путина, и он отвечает за реформирование российской экономики. Он также руководит российским фондом национального благосостояния, составляющим 200 миллиардов долларов. Считаясь сегодня одним из ключевых либералов в России, Шувалов выполняет задачу по ликвидации зависимости национальной экономики от природных ресурсов. Он дал в Москве интервью Оуэну Мэттьюсу. Вот выдержки из этой беседы.
- Два года президент Дмитрий Медведев ведет антикоррупционную кампанию, а Россия по-прежнему остается одной из самых коррумпированных стран в мире.
- Есть разница между нашим имиджем за границей и реальным инвестиционным климатом. Исследования иностранцев, действительно работающих в России, показывают, что – да – они каждый день сталкиваются с коррупцией и прочими трудностями; но у них более позитивное восприятие, чем если вы почитаете зарубежные исследования. Поэтому нам надо работать над своей информационной политикой. Но мы не оторвались от реальности. Мы видим, что проблема действительно существует.
- Опыт иностранных и российских компаний, украденных у своих владельцев, говорит о том, что чиновники со связями могут забрать все, что пожелают. Что вы делаете в связи с этим?
- Укрепление прав собственности это один из наших главных приоритетов. Мы приняли новые правила, чтобы отнимать компании было труднее. Мы не можем делать вид, что мгновенно изменим всю систему. Но наша задача менять что-то каждый день. В то же время, ни одна страна не может позволить иностранным инвесторам делать все, что им заблагорассудится. За последние 10 лет мы стали более цивилизованными, и инвесторы тоже должны усвоить, что нельзя вести себя по-варварски.
- Как считают многие инвесторы, дело Сергея Магнитского (юриста, пытавшегося разоблачить налоговое мошенничество представителей властей на 500 миллионов долларов, но умершего в прошлом году в тюрьме) является тревожным признаком того, что правительство не желает расследовать дела и выносить обвинительные приговоры высокопоставленным руководителям.
Не спешите с выводами. На детальное расследование уйдет время. Заметьте, что реакция Медведева была незамедлительной и решительной. Он сказал, что будет проведено тщательное расследование.
- Насколько высоко может завести это расследование?
- Сегодня уже невозможно защитить себя благодаря связям. Никто не может быть выше закона. Никто.
- Даже Федеральная служба безопасности?
- Обвинительные приговоры выносят и сотрудникам ФСБ. Культура меняется. Люди больше не идут в милицию в надежде на то, что будут красть на протяжении всей своей карьеры. Но правительство и Кремль очень четко понимают, что проблемы с коррумпированной милицией это один из главных тормозов на пути развития России.
- Как вы планируете ликвидировать зависимость России от нефти и газа?
- С "позеленением" мировой экономики уменьшится спрос на углеводороды. Мы будем продолжать поставлять нефть и газ, пока они нужны. Но нам не следует делать на это ставку в будущем. У России огромные запасы природных ресурсов, но у нас также огромное население, и каждый образован. Люди сравнивают нас с Бразилией и Индией, но на самом деле, мы уникальны, поскольку у нас очень высокообразованное население. Поэтому нам надо впрячь в одну упряжку наши знания и наши природные ресурсы. Долгое время такого механизма не существовало, но сейчас мы подталкиваем вузы к открытию бизнеса. Недавно я во главе делегации ездил в Массачусетский технологический институт, чтобы познакомиться с инкубаторами малого бизнеса.
- Означает ли подписание соглашения о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, что вступление во Всемирную торговую организацию уже не является приоритетом?
- Это по-прежнему важный приоритет. Но похоже, что наши партнеры не хотят нас туда пускать. Поэтому мы решили сами создать свой Таможенный союз. Он никак не мешает нашим обязательствам по ВТО и не заменяет их. Со временем мы хотим превратить Таможенный союз в единое экономическое пространство по образу Евросоюза, в котором в конечном итоге появится единая валюта. Но это дело будущего.
Из номера журнала за 29 марта 2010 г.