Тина Олтеану – политолог Венского университета и эксперт по коррупции в Восточной Европе.
Die Presse – IKEA открыто выступает против коррупции. Почему этого не делают другие западные предприятия в Восточной Европе?
Тина Олтеану – IKEA с момента своего появления на российском рынке находится в свете огней рампы, и компания имеет возможность улучшить свой имидж, открыто выдвигая такого рода обвинения. Ее менеджеры, занимающие бескомпромиссную позицию, получают поддержку высшего руководства. И IKEA достаточно сильна, чтобы отсидеться какое-то время и отложить запланированную экспансию. Много ли найдется еще фирм, которые могли бы себе позволить нечто подобное? Более мелкие предприятия не смогут выжить, если волокита, связанная с получением какого-то разрешения, будет продолжаться несколько месяцев или даже лет.
- Чего может добиться IKEA?
- Многим инвесторам борьба IKEA только мешает. Они уже заложили в смету деньги на взятки и научились с этим жить. Если они теперь «откроются», то против них может быть начато расследование. Вместе с тем IKEA инициирует новую и важную дискуссию.
- Чем отличается коррупция в России от того, что происходит в Западной Европе?
- Взятки для политиков при решении вопросов о новых проектах в строительстве или оборонной отрасли существуют везде. Но в Восточной Европе коррупция пронизывает весь управленческий аппарат. Особенность России состоит в том, что чиновники требуют денег уже после открытия фабрики или магазина. Они не просто ждут, что им положат на лапу, они говорят, например, о введении «нового дополнительного налога». Те, кто отказываются платить, получают издевательские указания в области противопожарной безопасности или что-то в этом духе. Многие западные бизнесмены не видят в этом никакой коррупции. Они считают, что все это очень странно, но продолжают играть по этим правилам.
- Какие возможности существуют у менее крупных фирм для защиты от коррумпированных чиновников?
- Они могут с самого начала установить контакт с региональными политиками и объяснить им, насколько важными для региона являются их инвестиции. Однако это может быть само по себе опасно – часто политики сами бывают коррумпированы и неверно истолковывают попытки установить с ними контакт.
- В Румынии и в Болгарии также хватает коррупции, несмотря на их членство в Евросоюзе.
- Брюссель настоял на принятии в этих странах правовых рамочных условий. Теперь там существуют хорошие правила, а также специальные ведомства, занимающиеся борьбой с коррупцией. Однако и здесь наблюдается волокита, так как судебная система получает недостаточно финансирования и суды завалены делами. Поэтому все эти действия оказываются беззубыми.
- Часто можно услышать такое мнение, что коррупция является следствием низких зарплат чиновников…
- Это миф. Даже высокопоставленные и хорошо оплачиваемые чиновники берут взятки. Еще в Советском Союзе политики оказывали давление на исполнительную власть и меняли правила игры. После произошедших в 90-е годы изменений началась приватизация. Тогда чиновники поняли, что подкуп и взятки прекрасно функционируют и при новой системе.
- Следует ли серьезно относиться к объявленной Медведевым борьбе против коррупции?
- Его планы популярны в обществе, и он получает за это очки на Западе. Но и при коммунизме устраивались кампании по борьбе против коррупционеров. За этим часто угадывалось желание избавиться от конкурентов. Серьезная борьба требует большого количества времени. Нужно создавать новые структуры, обеспечивать условия для работы со свидетелями а также побуждать население к тому, чтобы сообщать властям о противозаконных действиях.