Обсуждая победу Виктора Януковича на украинских президентских выборах, эксперты спорят в основном о том, будет ли его политика ориентироваться в большей степени на Европейский Союз или на Россию. Разумеется, уход прозападного президента Виктора Ющенко неизбежно означает изменения во внешней политике. Однако не стоит забывать, что, помимо Запада и России, есть еще один столь же важный игрок – Китай, темная лошадка, влияние которой на Украину может оказаться даже больше, чем у первых двух игроков.
Тяжелые экономические проблемы Украины – одна из главных причин, по которым Киев пытается добиться стратегического партнерства с Пекином. Многие аналитики полагали, главным источником финансовой помощи Украине станет Россия, однако у Москвы, несмотря на то, что она все еще сохраняет обширные валютные резервы, достаточно собственных экономических трудностей. Вдобавок, за последние несколько лет экономические отношения между Россией и Украиной коренным образом изменились, и крупных энергетических субсидий от России Украина может больше не ждать.
В свою очередь, программа Европейского Союза «Восточное партнерство» по-прежнему будет важна для Украины, особенно в аспекте внутренних реформ, однако у Евросоюза также кончаются деньги, а в списке кандидатов на финансовую помощь из оставшихся средств страны-члены союза - Греция, Румыния, Болгария, Латвия и Литва - явно окажутся впереди не входящей в ЕС Украины.
В итоге многие ожидают, что Украина пойдет по стопам Молдавии и будет укреплять связи с Пекином. В середине 2009 года Китай предложил Молдавии кредит в размере 1 миллиарда долларов. Для экономики объемом всего в 8 миллиардов долларов это весьма солидная сумма. Средства будут проведены через крупную китайскую строительную фирму China Overseas Engineering Group. С учетом как размера кредита, так и размеров самой Молдавии, можно сделать вывод, что интересы Пекина в регионе носят в основном геополитический характер и по своей сути отличаются от того, что мы видели в других бывших Советских республиках. В них во главе угла стояло сырье - вспомним, например, об открытом в декабре трубопроводе между Туркменистаном и Китаем, который будет поставлять газ из восточного Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Синьцзян – северо-западный регион Китая. Так же Пекин ведет себя в Африке и в Латинской Америке: и там, и там его обвиняют в погоне за сырьем — нефтью, кобальтом, платиной, древесиной и алмазами. Однако на Украине, Китай интересует не разработка ресурсов, а экспорт технологий в условиях дешевой инфраструктуры.
На фоне огромной нехватки у Украины финансовых средств, а также недостаточной поддержки со стороны традиционных партнеров (притом, что возможностей для поддержки у них тоже явно недостаточно), рост влияния Китая вряд ли должен удивлять. В 2008 году в торговле между двумя странами начался бум, и он, без всякого сомнения, будет продолжаться. К тому же уже много лет подряд тысячи китайских студентов приезжают на Украину завершать образование. Учтем также, что, если Евросоюз выдает кредиты только на определенных, весьма жестких условиях, то Китай не слишком требователен, когда речь идет о правах человека, экологии и социальных нормах. Единственное его непременное условие: страна-реципиент не должна признавать Тайвань.
Некоторые шаги к сближению двух стран уже предпринимались. В конце октября тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко встречалась в Киеве с вице-премьером Китая Чжаном Дэцзяном (Zhang Dejiang), одним из самых влиятельных членов политбюро Коммунистической партии Китая. Украинские эксперты полагают, что при Януковиче отношения между Китаем и Украиной будут укрепляться. Особенный рост сотрудничества ожидается в областях производства, науки, технологий, торговли и культуры. В ядерной отрасли китайская China Guangdong Nuclear Power Company и украинская «Национальная атомная энергогенерирующая компания "Энергоатом"» уже успели подписать меморандум о взаимопонимании.
Рост китайского влияния на Украине напрямую скажется на геополитических позициях Москвы во всех бывших советских республиках.
Кроме того украинская игра Китая может нанести серьезный удар и по более широким геополитическим планам России, которая намерена увеличивать свою сферу влияния на постсоветском пространстве. Тем временем, для Киева ключевым вопросом будет, как лучше приспособиться к этой новой динамике.
Флоран Пармантье – научный сотрудник парижского Центра европейских политических исследований.