Самый известный эстонский географ Эдгар Кант, социографические и антропоэкологические исследования которого сегодня широко изучаются, в защищенной еще в 1933 году докторской диссертации писал о принадлежности Эстонии к Балтоскандии. Помнится, он рассматривал Балтику как географический индивид.
Читая сегодня о том, что Греция для присоединения к еврозоне подделала статистику, что в этой стране бастуют из-за того, что за оказанные услуги придется выписывать квитанции (!) и что Германия настаивает на том, чтобы обсудить возможность исключать из еврозоны страны, живущие не по средствам, я думаю о том, что Европейский Союз, если он останется только экономико-политическим союзом государств, ждет незавидная участь.
Недавно об этом писал также журналист и колумнист Ахто Лобьякас, напомнивший о том, что ничто не вечно, что все финансовые союзы держатся за счет политики и что ЕС тоже не вечен.
Конец «вечности» может прийти гораздо раньше, чем мы думаем. Евросоюз, конечно, может пытаться преодолеть историю стран, постоянно воевавших между собой, однако геокультурные различия никуда при этом не денутся.
Если ЕС останется союзом государств, то раньше или позже он натолкнется на стену федерализма, или Соединенных государств Европы. Эстонии при этом придется основную часть государственных дел доверить Брюсселю. До тех пор пока сохраняется память об Эстонской ССР, на это вряд ли согласится хоть одна политическая сила.
Более разумным вариантом нам представляется Европейский Союз как союз географических индивидов, близких друг другу в геокультурном плане сообществ. О Северной шкале ЕС мы, конечно, слышали, но, как нам представляется, она должна охватывать всю Балтоскандию. При условии, что когда-нибудь в ЕС войдет и Норвегия.
Геополитическое разделение внутри ЕС уже сейчас является реальностью: ядро Европы (ось Германия — Франция — Великобритания). Такой же реальностью является и Вышеградская группа государств (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) с их исторически-культурным фоном. Есть еще проблемные страны еврозоны, сокращенно именуемые PIGS (Португалия, Италия, Греция и Испания). Перечисленные государства объединяет, кроме того, единое культурное пространство Средиземного моря.
Лозунг Европейского союза «Единство в многообразии» — не более чем красивый идеал, а компромисс, достигнутый десятью странами, словно песок в шестеренке. Если бы единство рассматривалось как нечто среднее региональных различий, если бы за основным столом оказались географические индивиды, то тогда, возможно, они стали бы равными партнерами.
Одно дело, когда Эстония говорит от своего имени, но при этом ее голос не громче шепота. И совсем другое, когда в Брюсселе единым голосом будет говорить Балтоскандия.