2010 год будет критическим для проблем разоружения и нераспространения ядерного оружия. И действительно, как никогда прежде, в последние месяцы происходит множество встреч на международном уровне и страны, имеющие отношение к проблеме сокращения ядерных арсеналов, принимают важные решения.
Уже весной 2009 года, в своей исторической речи в Праге, Обама определил изменения в американской политике в области ядерного оружия, утверждая, что мир без ядерного оружия, не только долгосрочная цель, к которой надо стремиться, но и выбор, который следует претворять в жизнь уже сейчас. Американская ядерная доктрина уже после окончания периода холодной войны предусматривала сокращение ядерных вооружений, но сохраняла нетронутым убеждение, что только политика сдерживания может обеспечить безопасность. Обама пересмотрел эту точку зрения, заявив, что только разоружение может убедить другие страны следовать политике нераспространения ядерного оружия.
Этот революционный подход сопровождается обязательством ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и не развивать новые ядерные программы.
Ратификация договора, вероятно, не состоится до промежуточного голосования в ближайшем ноябре, но некоторые критические решения будут приняты именно в ближайшие недели.
Ратификация договора предусматривалась в январе, когда утверждается бюджет новой ядерной политики в соответствии с Nuclear posture review, документом, который каждые четыре года заново определяет американскую ядерную стратегию. Противоречия внутри администрации, между сторонниками перехода к быстрому сокращению ядерных вооружений и теми, кто считает необходимым сохранять политику сдерживания, привели к задержке осуществления заявленных намерений. В то же время Конгресс одобрил увеличение расходов на ядерные вооружения, необходимых для того, чтобы сократить их арсенал и модернизировать то, что останется, как заявил вице-президент Байден. С другой стороны, именно в эти дни Обама доказал, что мы не должны недооценивать его способность претворять в жизнь наиболее трудные задачи, даже если он и добивается их осуществления обходными путями.
В любом случае, работа продвигается, как нам обстоятельно рассказала газета «Europa» на прошлой неделе, и она должна привести к выработке нового документа Nuclear posture review в первую неделю апреля - как раз к началу встречи на уровне глав государств 12 и 13 апреля в Вашингтоне, которую созывает Обама с целью сделать шаг вперед в области ядерной безопасности.
Меньше, чем через месяц после встречи в Нью Йорке должна состояться конференция по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия, на которой млжно будет оценить способность 189 стран, ее подписавших, разрешить множество противоречий, возникших в фазе применения договора после полного провала подобной конференции 5 лет назад.
Параллельно открыты другие три фронта.
Это, прежде всего, одобрение договора между Соединенными Штатами и Россией вместо истекшего в 2009 году Договора о сокращении стратегических вооружений. Новый договор подтверждает старые цели и ставит новые, более амбициозные.
С этой стороны, до нас доходят сведения то о существенных достижениях, то о полном разногласии.
На втором фронте происходит пересмотр стратегической установки НАТО, которая должна быть объявлена на встрече в Лиссабоне.
И наконец, не забудем об инициативе пяти европейских стран (среди которых Германия Меркель), которые недавно выразили желание убрать с территории Бельгии, Голландии, Германии, Турции и Италии присутствующие там тактические ядерные вооружения.
В этой ситуации брожения Италия помалкивает, и это молчание диссонирует с инициативой, с которой всего несколько лет назад в открытом письме выступили Фини, Д'Алема, Ла Мальфа, Паризи и профессор Калоджеро на страницах “Corriere della Sera”.
Именно перед лицом этого молчания мы решили в качестве парламентеров в борьбе за разоружение и нераспространение ядерного оружия и вместе с секретарем саммита лауретатов нобелевской премии Мира предложить нашей стране - ее государственным и политическим институтам, общественному мнению и средствам массовой информации - день работы по этой теме совместно с Гансом Бликсом, генеральным директором Aiea (Международного агенства по атомной энергии) и президентом комиссии по оружию массового уничтожения.
Завтра во дворце Монтечиторио, в зале Mappamondo вместе с ним и с Ла Мальфа и Паризи, подписавшими письмо, опубликованное в ”Corriere della Sera”, а также со всеми теми, кто в Италии занимается проблемами разоружения, мы обсудим настоящее и будущее ядерного оружия и ту роль, которую могла бы играть наша страна в освобождении от него мира.