Американские представители подтвердили сообщение о том, что американо-российский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, скорее всего, будет подписан через две недели. Это не первое предсказание подобного рода, но американские эксперты считают, что на этот раз результат действительно может быть достигнут.
Президент Обама 24 марта информировал сенатора-демократа Джона Кери, председателя сенатского комитета по иностранным делам, и члена этого комитета сенатора-республиканца Ричарда Лугара о достигнутой договорённости. От этих двух сенаторов во многом зависит ратификация американо-российского договора Сенатом США. Остаются ещё некоторые технические детали, договорённость по которым войдёт в приложение к основному документу. Как сказал пресс-секретарь Белого Дома Роберт Гиббс, скоро должен состояться телефонный разговор между президентом Обамой и президентом Медведевым, который поставит последнюю точку. Наиболее серьёзные разногласия касались проверки исполнения пунктов договора и развёртывания американских систем противоракетной обороны в Европе.
Вот как видит это событие военный эксперт, вице-президент Лексингтонского института в Арлингтоне Дэн Гурэ:
– Сейчас не времена холодной войны и традиционная оценка – кто выиграет от договора, а кто проиграет, устарела. Если отложить детали, о которых мы пока не знаем, то в целом выиграют обе стороны. И весь мир. В то же время, хотя задача, казалось, была не столь уж трудной – возобновление уже существовавшего договора – согласование заняло более года. А впереди – более сложные задачи: сокращение вооружений в прогрессии, то есть стремление включить в договор другие государства – Китай, Англию, Францию, а потом, потенциально, и страны поменьше. Потом должна прийти очередь и тактического ядерного оружия, в котором у России огромное преимущество. Так что договор о СНВ это хороший шаг, но только первый. Посмотрим, удастся ли сделать следующие шаги.
– Удалось ли российской стороне настоять на включении в договор вопроса о размещении американских противоракетных систем в Центральной Европе?
–- Надеюсь, что нет. Ибо если этот пункт включён в договор, он не будет ратифицирован Сенатом США.
После того как договор будет подписан президентами США и России, он должен быть ратифицирован законодателями обеих стран.