Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запад и «мягкая сила» китайской культуры

© коллаж ИноСМИкитай
китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года Дорис Лессинг предупреждает мир о том, что Запад уже взрастил множество «цивилизованных варваров». Личные устремления приносят благосостояние, но могут и привести к катастрофе. Все это зиждется на индивидуализме, который доставляет людям все больше проблем.

Культура – очень широкое понятие. Согласно определению, которое дал в 1871 году английский антрополог Эдуард Бернет Тайлор в своей книге «Примитивная культура», культура включает в себя комплекс материальных и духовных продуктов, созданных за время существования человечества. Китайская культура – редкий цветок в большой семье мировых культур. Многие поколения мы наследовали, пестовали, взращивали нашу культуру и существовали, опираясь на нее. Но это не значит, что китайская культура самовлюбленная и эгоцентричная, она существует именно потому, что сравнивает себя с другим множеством культур; культуры дополняют друг друга в процессе взаимодействия, формируют друг друга путем взаимопроникновения и крепнут в конфронтациях друг с другом.


Могущественные западные культуры демонстрируют упадок  

Последние 200 лет Запад несет пальму первенства, он осуществил индустриализацию и продолжает распространять ее во все уголки мира. Запад с помощью военной силы устанавливал колонии, с помощью дешевых, но качественных товаров разрушал местные производства, основал мировой рынок. Этот процесс сопровождался распространением западной культуры посредством миссионеров. Сегодня все то, что мы едим, во что одеваемся,  что используем, слушаем, смотрим, в каких условиях живем, — повсюду можно найти следы западной культуры. Мы не можем отрицать все то благосостояние и прогресс, который западная капиталистическая цивилизация принесла миру, но, конечно, не можем забыть и сопровождавшие этот процесс кровь, слезы и унижение. Со временем американские нормы стали общемировыми нормами, а все американские новомодные веянья сразу становятся мировой модой. Они монополизировали право голоса.

Данная статья не ставит своей целью подвергнуть всестороннему анализу все преимущества и недостатки капиталистической системы. Мы всего лишь хотим высказать свое мнение, взяв за пример «господина Дэ» и «господина Сай». В мае 1946 года Эйнштейн во время своего публичного выступления сказал: «Высвобождение силы атома изменило все, кроме образа мыслей, и поэтому мы с каждым днем приближаемся к невиданной доныне катастрофе». Великий ученый Эйнштейн разгадал секрет атома, но в душе его не покидало опасение относительно путей его использования, так как он понимал, что живет в мире, где единственной целью является получение максимальных прибылей. Поэтому нам, поющим хвалебные песни «господину Сай», стоило бы задуматься, а так ли он всесилен, каким кажется. На Западе уже давно появились люди, которые призывали к тому, чтобы «снабдить корону, которой увенчана наука, компасом морали». То, чего не хватает сейчас, и есть этот самый «компас морали».

10 ноября 1948 года председатель объединённого комитета начальников штабов США Омар Нельсон Брэдли, выступая на обеде на дне ветеранов в Бостоне, сказал: «У нас много людей науки, но мало людей Бога. Мы овладели тайной атома, но отказались от назиданий Христа. Человек, как слепой, идет, спотыкаясь, сквозь духовную темноту и при этом забавляется с непредсказуемыми секретами жизни и смерти. Человечество обрело великолепие, но не мудрость; обрело мощь, но не получило ясности мысли.  Наш мир – это мир ядерных гигантов и этических младенцев. Мы знаем больше о войне, чем о мире; о том, как убивать, чем о том, как жить». Больше трех лет после того, как США сбросили на Японию две ядерные бомбы, генерал Брэдли повторял эти слова. Судя по всему, это был один из мыслящих генералов.
      
Брэдли цитируют уже полвека. Однако с тех пор США начали войну в Корее, затем во Вьетнаме, затем в Персидском заливе в наступившем новом веке уже начали войны в Афганистане и Ираке. Одержать победу в этих войнах оказалось невозможным, но это спровоцировало сильнейший с 1929 года финансовый кризис. Нью-йоркские события 11 сентября 2001 года символизировали тот гигантский вызов, с которыми встретились США, когда американцы вынуждены были с болью спрашивать себя: «Почему нас так ненавидят?»

Все думающие люди размышляют о будущем Соединенных Штатов и о будущем мира. В вышедшем 22 июня 2009 года номере американского журнала Newsweek редактор Newsweek International Фарид Закария написал: «Это кризис финансов, демократии, глобализации и, в конечном счете, морали».

Посмотрим внимательно на атмосферу общества: культура, основанная на сексе и насилии, стала злокачественной опухолью максимизации прибыли. Какой глава семьи сейчас не обеспокоен ухудшением атмосферы, в которой воспитываются его дети?

Идейная основа западной культуры и индивидуализм

Современная западная культура получила свое развитие и пережила расцвет посредством Возрождения и Просвещения. Чтобы вырвать из рук Церкви и аристократии человеческое достоинство, идеологи Просвещения стали призывать к освобождению личности, к возвышению личности, пропагандировали индивидуализм. В 1987 году в голливудском фильме «Wall street» любимым выражением главного героя была фраза: «Жадность – это хорошо». В 2002 году разразился скандал с фальсификацией отчетности, в результате которого обанкротилась крупнейшая международная компания Enron. Американцы стали говорить, что аудит когда-то был «сторожевым псом справедливости», а теперь в погоне за прибылью превратился в «болонку магнатов».

Отчетность подчиняется правилам, но эти правила не выдерживают напора интересов. Поэтому миллиардер и акула финансовых спекуляций Джордж Сорос сказал об этом деле: «Недостаточно одних только правил, нужны принципы». Он признал, что эти скандалы вызывают «далеко идущие сомнения в ценностях, которые ведут нас». Он сказал: «Ключевая составляющая американской культуры – это успех; это единственное, на что можно по-настоящему опереться. Все развивается именно в этом направлении… Если ты успешен, в особенности финансово успешен, ты сразу завоевываешь уважение и восхищение людей. Поэтому американская культура испытывает недостаток в том, что я назвал бы моральными принципами». Сам Сорос является человеком этой системы, чрезвычайно успешным человеком. В 2002 году ему был уже 71 год, он уже вошел в возраст, когда человек склонен к рефлексии и размышлениям о прошлом, поэтому эта фраза стоит того, чтобы мы серьезно ее обдумали.

Мысли Сороса чрезвычайно глубоки, но не в силах изменить реальность. Прошло уже 6 лет с тех пор, как прозвучали эти мысли, и вот разразился самый масштабный финансовый кризис. Все проницательные и дальновидные люди забеспокоились о будущем США. Бывший президент США Джимми Картер в 2006 году написал книгу «Наши ценности в опасности: кризис морали в США», в которой критиковал политику Вашингтона и призывал возвратиться к морали. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года Дорис Лессинг предупреждает мир о том, что Запад уже взрастил множество «цивилизованных варваров». Личные устремления приносят благосостояние, но могут и привести к катастрофе. Все это зиждется на индивидуализме, который доставляет людям все больше проблем.

Ценность альтруистичной китайской культуры


А теперь посмотрим на нашу культуру. Возможно, найдутся и те, кто скажет, что очень многие болезни западной культуры присущи и нам. Разве людей, одержимых деньгами, у нас мало? Да, китайская культура существует не в вакууме, и даже в древние времена были люди, которых описывает поговорка «ему хватило бы вырвать и волоска, чтобы принести пользу Поднебесной, однако он и того не сделает». Но нам важно посмотреть на то, что именно пропагандирует китайская традиционная культура и чему пытается противостоять. Мы должны выбрать из этого хорошие начала и приумножить их в реальности.

Последние 100 лет китайской истории полны трудностей и катастроф, это время кризисов и затруднений, когда трудно спрогнозировать будущее. Однако поколение за поколением были люди, особенно среди интеллигенции, которые пробирались вперед, искали повсюду, двигались вперед. И все это вплоть до сегодняшнего дня, когда, наконец, стало видно, что мечты о возрождении Китая реализуются. Свое мнение по этому поводу в 2004 году высказал Джошуа Купер Рамо, известный американский ученый, автор концепции «Пекинского консенсуса», — «по мнению одного авторитетного ученого, занимающегося китайским обществом, китайская культура имеет чрезвычайно прочные корни и непоколебимое влияние. Это живой пример суперсилы».

И действительно, как мы выдержали эти сто лет? Почему поколение за поколением одни патриоты сменяли других и в благородном порыве стремились на помощь Родине? Все это потому, что китайская культура всегда ставила государство перед семьей, а семью перед личностью. С древности люди говорили: «Совершенствуй себя, если сможешь совершенствовать себя, то сможешь блюсти порядок в семье, если будешь блюсти порядок в семье, сможешь управлять государством, если будешь управлять государством, умиротворишь весь мир». Из этого следует, что конечная цель личного самосовершенствования – служение Родине.

Известный американский китаевед Мичиганского университета Мартин Пауэрс в марте 2008 года написал статью на китайском языке. Он считал, что в Китае всегда существовало «общественное мнение». Например, в «Истории династии Сун» есть запись о чиновнике, служившем государственным цензором по имени Цзоу Хао, который не решался указать высшему руководству на ошибки, потому что боялся, что его или его семью накажут за это и хотел покинуть службу. Его мать сказала на это: «Если ты своими словами можно принести пользу нашей стране, то получишь уважение нашего народа, чего же ты боишься?» Таких людей писатель Лу Сюнь называл «хребтом Китая». Именно они являются оплотом нашей страны.

Недавно в журнале “Oriental outlook” вышла статья одного американца. Он рассказывает о том, как летел в Китай. На борту самолета был обнаружен человек, зараженный вирусом H1N1, все пассажиры, бывшие на борту, были в обязательном порядке изолированы на 7 дней. Американец был возмущен, посчитав, что это нарушение его частных прав. Когда его выписали из больницы, он увидел китайца, летевшего вместе с ним на том самолете, и заговорил с ним, ожидая услышать недовольство и жалобы, однако тот китаец лишь сказал: «Это же хорошо для всех». Американец остолбенел и в этот момент понял, как китайцы смотрят на такие проблемы. После он посчитал, что это ключ к пониманию китайцев. А я скажу на это —  да, этот ключ понят верно.

Как нам следует взаимодействовать с западной культурой


Сегодня многие люди на западе относятся к нам с презрением. И здесь, на мой взгляд, нечему гордиться. Постепенно они поймут, что мы хотим разграничить индивидуализм и разумное законное следование своим интересам. Посмотрим на мировые процессы, будь то социальная стабильность или борьба с бедностью, будь то вызовы климатических изменений или мутирующих вирусов, — во всех этих областях требуются совместные усилия. И если где-то есть хорошие примеры, то надо выискивать их и брать на вооружение всеми, избегая при этом бездумного копирования и слепого следования. Мы должны учиться у Запада демократии, свободе, правам человека и другим позитивным идеям. Но западный мир, обезумевший от погони за личной выгодой, должен воспользоваться китайской традиционной медициной и избавиться от этого яда. В то же время мы должны уважать и беречь свое достоинство. Поведение каждого отдельного человека, его манера себя держать отражает всю культуру. В Китае говорят «чтение книг делает человека прекрасным», а большие деньги приносят людям неприятности, так что удивительного в том, что мы до сих пор не богаты!