Связь прерывается, слышно, что Александра Вондру (Alexandr Vondrа) мы застали в дороге. «Я думаю, что для Праги это точно не будет позором», - Вондра комментирует информацию о том, что президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев подпишут в Праге российско-американский договор по разоружению. Эти слова были «для печати». Уже за рамками официального заявления сенатор Вондра, конечно, добавляет: «Вы же знаете, что я об этом думаю, но об этом в другой раз».
Замечание Вондры «не для печати» можно спокойно цитировать, не нарушая журналистскую этику. Свою точку зрения бывший заместитель председателя правительства Тополанка (Mirek Topolánek) уже высказал в декабре прошлого года, комментируя для прессы разговоры о возможном подписании договора в Праге: «Подобные встречи, как правило, проходят на нейтральной территории. Мальта, Хельсинки и так далее. С моей точки зрения, Прага или, например, Варшава в данном случае вообще не должны рассматриваться».
Отказ, нежелание и ясное заявление. Прага хочет, чтобы ее считали нейтральной территорией между Москвой и Вашингтоном? Вот в России обрадуются, что президент Обама играет им на руку. Его прошлогоднее апрельское выступление в Праге о мире без ядерного оружия было наивным, отказ от планов разместить американский радар в Чехии был бесполезной уступкой России, и вообще вся внешняя политика Обамы – это игра с огнем, потому что неопытный президент не понимает, что не только у США, но и у правительств всех стран «нет друзей, а есть только свои собственные интересы».
Политика Обамы – это просто «дорога в ад», ее внешнеполитическое направление для «Чешской Республики опасно», так звучали высказывания Мирека Тополанка. А когда депутата Яна Видима (Jan Vidím) спрашивают, чего бы он пожелал американскому президенту во второй год на этом посту, он отвечает: «Я надеюсь и верю, что Барак Хусейн Обама не изменит ни стиля, ни содержания своей работы. В таком случае я был бы абсолютно уверен, что на следующих президентских выборах победит кандидат от республиканцев».
Казалось бы, простая задача стоит перед чиновником, который в американском Министерстве иностранных дел отвечает за Чешскую Республику и, наверное, составляет прогноз, какие результаты приближающихся парламентских выборов в Чехии были бы наиболее выгодны для администрации Обамы. Иржи Пароубек (Jiří Paroubek) от имени социальных демократов (Чешская социально-демократическая партия, ČSSD) поздравляет президента Обаму с «успешным проведением реформы здравоохранения в США». Он хвалит Обаму за «внешнеполитическое видение, которое открывает пространство для нового уровня отношений Европы и США», и подчеркивает, что социально-демократическая партия была единственной влиятельной партией в Чехии, которая ясно и четко поддержала новые взгляды Обамы во внешней политике.
А если спросить Иржи Пароубка, что он пожелает Обаме во второй год его президентского срока? «Я посоветовал бы ему сделать все для того, чтобы сохранить свой энтузиазм, инициативу и поддержку общества», - говорит Пароубек.
Американскому чиновнику должно быть все понятно, ведь это ясно, как день и ночь. Чешские правые, оказавшиеся у власти во второй срок Буша, с самого начала в 2008 году, в год выборов в США, не сильно скрывали, что их кандидат в президенты – республиканец Джон Маккейн. А если не он, то уж лучше Хиллари, но не Барак.
Высокие чиновники из Чернинского дворца (Černínský palace, с 1934 года здание МИДа Чешской Республики – прим. пер.) ездили в Вашингтон и после официальных встреч рассказывали: «Мадлен Олбрайт считает, что Обама стал бы несчастьем». Олбрайт говорила это, будучи советником Клинтон, соперницы Обамы, но чешские представители слышали только то, в чем они заранее были убеждены.
Ярче всего это проявилось в августе 2008 года во время войны в Грузии. Призыв Маккейна к Москве «немедленно и безоговорочно прекратить военные операции и вывести войска с территории Грузии» (по сравнению с комментарием Обамы, чтобы «все стороны конфликта проявили сдержанность и прекратили вооруженный конфликт») подействовал на чешских дипломатов и политиков, как аварийное табло с надписью: «Внимание, опасно!».
«Ужасно…, просто ужасно, Обама ничего не знает, то-то нас еще ждет», - сделал выводы и развеял иллюзии один из высших чиновников Чернинского дворца. Он тоже уже смирился с тем, что кандидат от демократов, скорее всего, станет следующим американским президентом.
И когда Обама действительно стал президентом, таких резких комментариев стало гораздо меньше, но правые, как и многие представители дипломатического корпуса, в частных беседах до сих пор говорят о том, что политика Обамы им чужда.
Экономическая политика, внешняя политика, его принципиальный взгляд на распределение сил в мире. Это прозвучало между строк в прошлогоднем открытом письме интеллектуалов и бывших политиков из Центральной Европы, когда было принято решение не ставить радар в Чехии. За критику Обамы, которая прозвучала из Чехии, было бы нестыдно даже демонстрантам из Tea Party, консервативным правым в США.
В резких реакциях появлялись и такие слова, как «предательство», были опасения, что «президент Обама много говорит, но мало делает и не держит слово». «Неофициально» даже можно было услышать призывы «уйти из Афганистана». Именно тогда, когда, казалось бы, все ясно и анализ американского чиновника готов, начинаются сложности. Дело здесь именно в чешских правых, которые, несмотря на то, что радар им встал поперек горла, сохраняют нынешний контингент в Афганистане и пытаются (напрасно, из-за сопротивления социал-демократов) увеличить его, как и просил своих союзников по НАТО президент Обама осенью прошлого года.
В рамках председательства Чехии, до того, как оппозиция свергла правительство, чешские политики по отношению к Белому дому стали вести себя настолько лояльно и активно, что для не закрепившейся как следует администрации Обамы это было чересчур.
Американскому чиновнику станет еще сложнее, когда он попытается понять, в чем заключался modus vivendi внешней политики Иржи Пароубка. Когда в начале 2007 года американцы принимали решение о радаре, в Прагу приехал их переговорщик Дэниел Фрид (Daniel Fried). Он говорил с Гражданской демократической партией (ODS) и Чешской социально-демократической партией (ČSSD), от Иржи Пароубка он услышал, что радар ему не помешает. Это были последние важные переговоры американцев и чехов, через десять дней Белый дом на официальном уровне предложил Чехии разместить радар.
Дальше история известна: Пароубек вскоре изменил свою точку зрения, осенью 2007 года в Конгрессе он уже открыто говорил, что определяющим для него является мнение чешского населения. Сейчас он таким же образом объясняет, почему его партия в Афганистан больше не отправит ни одного солдата. Американский аналитик думает, сидя за компьютером, и ждет, что в Вашингтоне через пару дней расцветут сакуры. Их цветы такие же розовые, как и отношение социально-демократической партии к Бараку Обаме. Цветы, которые через несколько дней унесет ветер, и левые в Чехии пока предлагают только слова, которые стоят немногого.
С другой стороны, можно выбрать правых, которые вместе с некоторыми дипломатами, скрипя зубами, неохотно переходят от Буша к Обаме. Но и здесь слова не соответствуют поступкам. Потому что в реальной политике они как раз довольно надежные союзники.