В последнее десятилетие Грузия, Армения и Азербайджан последовательно наращивали свои расходы на вооружения, в общей сложности увеличив затраты на оборону в пять раз, говорится в недавно опубликованном докладе Стокгольмского международного института по изучению проблем мира (SIPRI).
Армения увеличила свои ежегодные расходы на оборону с 93 миллионов долларов в 1999 до 217 миллионов долларов в 2008 году в исчислении на основе общего уровня цен 2005 года, говорится в документе. Оборонный бюджет Азербайджана вырос со 133 миллионов долларов в 1999 году до 697 миллионов долларов в 2008, а Грузии за аналогичный период – с 39.8 миллиона долларов до 651 миллионов долларов.
Главной причиной наращивания расходов на вооружения является сохраняющаяся обстановка напряженности в регионе, отмечает автор доклада, директор программы по изучению передачи вооружений SIPRI Пол Холтом (Paul Holtom).
"В течение десятилетия, предшествовавшего августовскому грузино-российскому конфликту 2008 года в Южной Осетии, военные расходы Армении, Азербайджана и Грузии выросли в реальном исчислении более чем на 500 процентов", – пишет Холтом.
"В качестве объяснения наращивания расходов на оборону, поставок и приобретения вооружений Армения, Азербайджан, Грузия и Россия выдвигают необходимость осуществления военных реформ и модернизации вооруженных сил, однако основную угрозу национальной безопасности этих государств по-прежнему представляют неурегулированные пограничные конфликты, территориальные претензии и деятельность сепаратистов", – говорится далее в документе.
Стокгольмский институт попытался собрать аналогичные данные и по странам Центральной Азии, однако достаточно информации предоставили для этого лишь Казахстан и Кыргызстан. В Казахстане расходы на оборонные цели выросли с 206 миллионов долларов в 1999 году до 855 миллионов долларов в 2008, а в Кыргызстане за аналогичный период времени – с 44.8 миллиона долларов до 79.3 миллиона долларов (опять же в исчислении на основе неизменного доллара 2005 года).
По данным SIPRI, за последние два года Грузия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан произвели за рубежом значительные закупки оборонного характера – в отличие от Армении и остальных постсоветских республик Центральной Азии.
В 2009 Азербайжан закупил у России 70 бронетранспортеров (серии БТР-80А), а также заключил с компанией Paramount Groups договоренность о выпуске в Азербайджане разработанных в ЮАР бронемашин Matador и Marauder. Эти бронемашины, скорее всего, будут собираться в Азербайджане, и станут первым шагом страны на пути к поставленной перед собой цели – создания отечественной оборонной промышленности, способной производить военную технику, пользующуюся спросом на экспортных рынках, сказал Холтом в интервью EurasiaNet.
Упор, который делает Азербайджан на новые модели наземной техники и недавняя закупка в Израиле беспилотных летательных аппаратов вкупе со все более воинственной риторикой в адрес Армении практически не оставляет сомнений, что Азербайджан ведет подготовку к потенциальному возобновлению конфликта из-за утраченной территории, Нагорного Карабаха, отмечает Холтом.
"С учетом всей той риторики, которую мы слышим в последние месяцы, становится ясно, из-за чего производится все это наращивание военной мощи, из-за Нагорного Карабаха", – подчеркивает Холтом. Хотя Азербайджан и располагает в настоящее время значительным преимуществом в материальных средствах, ключевым фактором в любом потенциальном конфликте с Арменией станет дислокация российских войск в Армении, добавляет он. "Учитывая существующий между Россией и Арменией договор о безопасности, ключевым моментом в решении Азербайджана по данному вопросу станет реакция со стороны России", – полагает эксперт.
Грузия произвела аналогичные Азербайджану закупки вооружений, включая приобретение в 2009 году единиц наземной техники, в том числе закупку 70 бронетранспортеров Ejder у Турции и 32 танков у Украины (20 танков T-72 и 12 танков T-84). Российские закупки вооружений свидетельствуют о том, что страна осталась недовольна ходом военных действий с Грузией, отмечает Холтом, включая инициативы по приобретению БПЛА в Израиле и десантные суда класса "Мистраль" во Франции. "Возможно, сражение оказалось тяжелее, чем ожидалось", – говорит Холтом.
Казахстан приобрел в 2009 году у России 79 бронетранспортеров (BTR-80A), а также три легких вертолета "Ансат", 12 боевых вертолетов Ми-8 и Ми-17, закупленных в 2007 году. Кроме того, в прошлом году Казахстан подписал соглашения с Россией на приобретение 10 зенитно-ракетных комплексов С-330, истребителей Су-27, МиГ-27 и МиГ-23УБ. От Израиля Казахстан получил последнюю партию вооружений, закупленных в 2006 и 2007 гг., включая 18 систем залпового огня Lynx, шесть 122-мм самоходных артиллерийских установок Semser и 18 120-мм минометных установок CARDOM для установки на бронетранспортеры.
В прошлом году Туркменистан приобрел шесть реактивных систем залпового огня "Смерч", 10 танков Т-90 и два сторожевых корабля "Тарантул" для своего начинающего делать первые шаги флота. Наращивание вооружений на Каспии, вероятнее всего, будет продолжаться. Казахстан также подумывает о приобретении военно-морских судов, хотя Астана вроде бы изучает возможность приобретения техники не российского образца, говорит Холтом.
"Похоже, что Туркменистан в своих военно-морских планах ориентируется на российскую технику, тогда как Казахстан приглядывается к продукции Южной Кореи, Великобритании, Испании и США", – говорит он.
Казахстан единственный из центральноазиатских стран осуществил продуманное реформирование вооруженных сил, доставшихся республике в наследство от СССР, говорит Эрика Марат (Erica Marat) – автор недавно вышедшей в свет книги под названием "Вооруженные силы и государства Центральной Азии". И все же Казахстан, вероятнее всего, будет и впредь отдавать предпочтение российской военной технике, поскольку, будучи государством-членом Организации Договора о коллективной безопасности, пользуется значительными ценовыми привилегиями, добавляет Марат.